Встреча папы Франциска и патриарха Кирилла: что лежит на поверхности и что осталось в тени
«Миссия пастора Шлага»
В международном аэропорту Гаваны 12 февраля состоится встреча
О предстоящей в Гаване встрече было объявлено неделю назад. За это время было высказано немало предположений о том, что стоит за договоренностью римской
Об этих и других темах, связанных с переговорами папы Франциска и патриарха Кирилла, мы беседуем со специалистом по истории Русской православной церкви, научным сотрудником Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете (Германия)
– Как вообще стало возможным это историческое свидание? Ведь между Русской православной церковью и Римско-католической церковью есть вековые разнообразные противоречия – не только канонические, теологические, но и разного рода претензии весьма земного характера. Скажем, РПЦ не раз в прошлом обвиняла католиков в прозелитизме. Вроде бы эти противоречия никто не отменял, но сам факт встречи патриарха Кирилла и папы Франциска означает, что все эти проблемы на данный момент признаны как бы несущественными?
– Да, действительно, список расхождений РПЦ с Римско-католической церковью, который был объявлен незадолго до гаванской встречи, полностью исключает какие-либо исторические претензии, равно как и обвинения в прозелитизме. Единственное очевидное противоречие, про которое было сказано, – это комплекс вопросов, связанный с существованием Украинской грекокатолической церкви, на которую Русская православная церковь возлагает вину за так называемый разгром епархий на западе Украины, перенос своего представительства в Киев и даже за некие русофобские тенденции в нынешнем украинском конфликте. Мы видим довольно практичную позицию РПЦ, которая убрала сейчас даже те претензии, которые выдвигались к католикам еще 10 лет назад, когда действительно их обвиняли в прозелитизме, в открытии новых епархий на территории России, Казахстана и Украины. РПЦ сократила где-то на 70% свои претензии к католикам ради сегодняшних практических целей.
РПЦ сократила где-то на 70% свои претензии к католикам ради сегодняшних практических целей
– А у Римско-католической церкви нет, в свою очередь, претензий к РПЦ?
– Нет. Она по отношению к другим крупным христианским церквям исповедует доктрину «братской любви», то есть все мы христиане, у нас общая история, в ней больше объединяющего, чем разделяющего, поэтому если даже какие-то есть стычки и противоречия, то мы это все решаем в рабочем порядке, и это не должно являться предметом острых противоречий. В отношении логики церковных отношений католическая церковь действует прямо: если у нас есть взаимные претензии, то давайте встречаться и говорить об этом. А вот Русская православная церковь ведет себя как разборчивая девушка: нет, сначала вы все сделайте, как мы хотим, а потом мы, так уж и быть, встретимся и о чем-нибудь хорошем поговорим.
– Ну вот и встретятся, стало быть. Эта встреча двух высших церковных иерархов для кого из них в большей степени успех, а для кого – поражение? Или тут рассуждать в таких категориях неправомерно?
– Здесь нет игры с нулевой суммой, когда один обязательно выигрывает, а другой проигрывает. Для Римско-католической церкви встреча в Гаване скорее важна в плане налаживания нормального общения на высшем уровне с крупной региональной христианской церковью. Это подразумевает, что РПЦ, в свою очередь, постарается не ущемлять интересы католической церкви, которые, несомненно, есть, на тех территориях, где РПЦ сильна и влиятельна. Проще говоря, тем католическим священникам, которые действуют в России, не будут чиниться препятствия, из России не будут высылаться по вздорным обвинениям священники и епископы с иностранными паспортами, как это
– К патриарху Кириллу можно относиться по-разному, но он, несомненно, очень неглупый человек. Значит, какие-то есть плюсы, которые для него перевешивают всякие минусы. Какие именно?
– На мой взгляд, у него появилась какая-то резкая практическая необходимость в этом, поскольку решение о встрече было принято тайно. Кирилл избежал обсуждения этого вопроса на только что состоявшемся Архиерейском соборе, не проинформировал об этом своих собратьев (каждый епископ РПЦ по статусу является «собратом» патриарха). Поэтому какие реально мотивы РПЦ в этой ситуации, можно только гадать. Официальная причина объявлена: тревога за судьбу христиан на Ближнем Востоке. Какое реальное влияние может оказать Римско-католическая церковь на их судьбу, тем более совместно с Русской православной, совершенно неясно. Русская православная церковь не участвует в каких-либо серьезных программах поддержки ближневосточных христиан. Это видно хотя бы по тому, что никакой эмиграции ближневосточных христиан из регионов, где идет война, из Сирии, из Ирака в Россию нет. Зато, например, в Германию они едут. Вот, буквально в паре километров от меня, под Бременом, есть огромная церковь, рассчитанная на две тысячи человек – это церковь с сирийскими христианами, епископ у них здесь находится и даже официальные структуры, вроде синодов, они переносят на территорию Евросоюза. Я считаю, что для нынешней встречи могут быть три причины. Первая – это попытка попросить папу о посредничестве в разрешении конфликта вокруг России, разрушении ее негативного имиджа, который сейчас сложился в мире. Это ходатайство за Россию перед Бараком Обамой – по образцу Кубы, санкции против которой были недавно отменены. Той Кубы, где и проходит встреча.
Если папе Франциску удалось вывести Кубу из международной изоляции, вдруг он сможет вывести из нее и Россию?
– То есть, как уже писали многие комментаторы, патриарх выступает как посланец Владимира Путина?
– Да, такой посол доброй воли. Расчет на то, что если папе Франциску удалось вывести Кубу из международной изоляции, то вдруг он сможет вывести из нее и Россию? Вторая возможная причина – это действительно вопрос ближневосточных церквей. Дело в том, что этим летом на Крите должен пройти
– Не будет эта встреча угрожать патриарху своими последствиями? Не раздразнит ли она влиятельные консервативные круги в Русской православной церкви? Для них римский понтифик – фигура, скажем так, традиционно не очень дружественная.
– Да, в Русской православной церкви принято ненавидеть католиков, подозревать их в различных кознях, крайне скептически относиться к тем представителям православной иерархии, которые с ними контактируют. Известно, что патриарх Кирилл – ближайший ученик
О том, как развивались в прошлом отношения между русским православием и католицизмом и как историческое наследие отражается на связях между двумя крупнейшими христианскими конфессиями, Радио Свобода рассказал специалист по истории Российской империи XIX века, профессор университета штата Мэриленд (США) Михаил Долбилов.
– 200 лет назад Александр I инициировал создание
– В случае с Александром I и «Священным союзом» ситуация была уникальной, потому что именно в те годы проводилась своего рода
– Вы уже упомянули о внутренней политике России в отношении католических подданных. Насколько в те времена Русская православная церковь, которая тогда, как известно, была лишена патриаршества, являлась инструментом государственной власти? И сразу второй вопрос: насколько жесткой была государственная политика по отношению к подданным-католикам – в первую очередь поляки тут приходят в голову? Можно ли говорить об именно религиозных преследованиях и дискриминации или там скорее политические моменты довлели?
– Про православную церковь я бы очень коротко сказал, что ее отношения с государством были сложнее, чем простое безусловное подчинение. Да, зависимость православной иерархии от политики государства возрастала в течение всего имперского периода. Но у православной церкви были и свои домены даже в области светского права, например, в том, что касалось права семейного.
– Православный с католичкой или католик с православной могли сочетаться браком в тогдашней России свободно или там были ограничения?
Утверждалось, что веротерпимее России государства на свете нет
– Могли, но с начала 1830-х годов требованием для всех сословных групп было крещение детей от таких браков в православие. Что касается отношения к католицизму, то имперские власти всегда гордились российской веротерпимостью. Утверждалось, что веротерпимее России государства на свете нет. Ссылки обычно делались не на современную политику, а на яркие, броские примеры из прошлого. Например, в России никогда не было
– Какой-либо католический
– Любой прозелитизм, за исключением православного, был уголовно наказуемым преступлением. Другое дело, насколько этот закон соблюдался. Католики не были ягнятами, которые послушно исполняли волю светского начальства. Прежде всего на западе империи, на бывших территориях Речи Посполитой, католики то тихой сапой, то более открыто распространяли свою веру, привлекали верующих. В западных губерниях, на территории нынешней Белоруссии, люди особенно часто переходили в римский католицизм. Со временем политика властей ужесточилась, особенно после так называемого воссоединения униатов с православием. Начался «разбор паствы». Это было тщательное выяснение, зачастую по записям о рождении, крещении, к какой конфессии должен принадлежать такой-то человек. Конечно, этот разбор проводился с перевесом в пользу православия.
– Вы упомянули
– В сталинском СССР грекокатолики, прежде всего в Западной Украине, исполняли роль врага конфессионального и, соответственно, политического и культурного. Тут были соображения не столько религиозные, сколько культурно-политические. Глядя на XIX век и даже глубже, начиная от
– Если говорить о понятии «канонической территории», которое Русская православная церковь достаточно активно эксплуатирует и сейчас, можно сказать, что границы того, что РПЦ считает «своим» и где без всякой радости видит какое-либо присутствие католиков, определились именно тогда?
Миссия патриарха немного напоминает роль пастора Шлага в фильме «17 мгновений весны»
– Конечно, было определенное представление о сфере влияния. Но опять-таки это в большей степени риторика. Скажем, когда было очень сильно поддержанное государством обращение крестьян-католиков, в большинстве белорусов, в православие после
– То есть сейчас патриарх Кирилл едет общаться в каком-то смысле с представителем не очень хорошо знакомой его пастве конфессии?
– У этой миссии Кирилла есть разные подтексты. Скажу полушутливо: мне она немного напоминает роль так называемого
Ярослав Шимов