В кризис.ру

Отмечены 100 дней второго президентства Дональда Трампа. На этом рубеже принято высказывать первые оценки правления. Снимаются джентльменские ограничения на критику. Но сам Трамп собой доволен: «Вы ещё ничего не видели!» Тут явный расчёт, что никто не вспомнит: это слова Рональда Рейгана на второй инаугурации 20 января 1985 года. Да и «Сделаем Америку вновь великой!» – тоже рейгановский лозунг на выборах 1980-го. Все позитивные слова трампизм берёт оттуда. И заполняет противоположными делами.

Местом рубежного выступления 45/47-й президент выбрал город Уоррен (штат Мичиган). Бодряще пообещал Трамп возрождение мичиганской индустрии, ранее сотрясённой кризисом Детройта. Перечислил успехи ста дней: «вытеснение из правительства сумасшествия и трансгендерной идеологии», депортации нелегальных мигрантов. С особой гордостью упомянул президент сотрудничество с сальвадорской мегатюрьмой CECOT. Также в перечне достижений – план торгового соглашения с Китаем. Характерный итог тарифного похода.

Политический именинник рассказал не обо всём. Как говорится, чего-то и не упомнишь. Но нашлось достаточно оппонентов, помогающих освежить память.

Закрытие международных программ USAID уже стараются не зачислять в заслугу. Это ведь не только затыкание «Голоса Америки» и «Радио “Свобода”» – в чём тоже не видно большого американского величия. Это и прекращение фундаментально-научных, в том числе медицинских исследований в самих США, это и обрушение благотворительной медицины в африканских странах. Даже трамповская администрация не решается этим гордиться. Да и с чисто бухгалтерской точки зрения (новая версия американской мечты, далеко не для всех привлекательная) экономия весьма сомнительна. Во всяком случае, не окупает структурных разрушений.

Между прочим, динамика первого квартала для американской экономики оказалась в минусе. Хотя всего на 0,3%. Белый дом, разумеется, объясняет это тяжким наследием Байдена. По советскому анекдоту о начальнике с тремя конвертами от предшестивенника. Пока вскрыт первый: «Вали всё на меня». Дальше будут «Объявляй ЧП» и «Готовь три конверта»…

«Оптимизация правительства» через Департамент повышения эффективности – знаменитый ныне DOGE Илона Маска – не столько сократила и окоротила вашингтонскую бюрократию, сколько создала новую бюрократическую структуру. Инструмент служебно-политического давления и разноса. Нечто вроде «американской опричнины». Непосредственно при главе государства, никому более не подконтрольный.

Чиновная верхушка стала комплектоваться по признаку личной преданности. Что никак не способствовало повышению эффективности. Ярчайший пример, конечно, внешнеполитический аппарат. Гротескно некомпетентный Стив Уиткофф, трамповский гольф-партнёр и назначенец-посланец, не проявлявшийся нигде, кроме риэлтерского бизнеса, на ровном месте решает судьбы Земли.  Точнее, сдаёт решения на откуп Владимиру Путину. Госсекретарь Марко Рубио, единодушно утверждённый сенатом, фигурирует скорее в «мебельном» амплуа.

Такая политика кадров, решающих всё – тоже из итогов стодневки.

Неудивительно, что международную проблематику Трамп в Уоррене предпочёл не затрагивать. Иначе пришлось бы начинать с гротескного «flop» по украино-российской войне. Смехотворный апломб, пустые обещания, потворство путинскому терроризмуконфликт с освободительной силой Украины – всё это оказалось самозагоном в тупик. Из которого лишь теперь запоздало ищется выход.

И неизвестно, найдётся ли. Трамповская тяга к «сделке» с путинским Кремлём – следствие не только чудовищной политической неадекватности, абсолютного непонимания, с кем и с чем пришлось столкнуться. Всё серьёзнее и опаснее. Этот курс отражает глубинные представления Трампа о ценном и желательном, его понимание величия… В общем и целом показанное за сотню дней.

Концепция величия как выгоды рушит систему западных союзов, смалывает репутацию Америки. США перестают быть надёжным союзником даже для Израиля. Хотя своё гротескное предложение переселить палестинцев из Газы гениальный автор предпочёл забыть. В комедийные сотни последних предупреждений превратились угрозы Трампа «устроить ад ХАМАСу».

Оставлен, похоже, под индийской угрозой другой традиционный союзник – Пакистан. Сомнителен стал расчёт на американскую поддержку в военном столкновении для Тайваня и Южной Кореи. Создан и углубляется раскол НАТО. Бессмысленно-оскорбительный конфликт с Канадой привёл к поражению на выборах проамериканских консерваторов. Издевательски строит обсуждение «ядерной сделки» иранский режим аятолл. Утешительным призом остаётся разве что удар по йеменским хуситам.

В мире смеются над Штатами. В Вашингтоне этого, похоже, не отражают. Продолжают собой восхищаться. Титаническим воображением делают себя вновь великими.

Медиа пестрят броскими заголовками про 100 дней: то «Крах и хаос», то «Хаос и крах». Но это, наверное, пока ещё всё-таки рано. Борьба с «трансгендерной идеологией». Контрнаступление на университетское левачество худших видов, антисемитизм, BLM’овщину, прохамасовщину. Заявки на жёсткую борьбу с преступностью и укрепление границ. Такое вроде укладывается в каноны американской правизны. Но уже явственно обозначился загиб. Ещё не в путинский «умеренный консерватизм». Но уже во что-то орбановское или эрдогановское.

Можно спорить о политике венгерских и турецких властей. Можно находить там какие-то позитивы. Но очевидно и бесспорно: это не американский (нео)консерватизм. Не очаг мировой свободы. Не Град на Холме.

Происходит тревожная трансформация американских институтов. (На которые поныне возлагаются надежды – дескать, исправят положение. Сами собой, обязательно.) Фраза российского сатирика-эмигранта: «Пришла дама, похожая на Скабееву…» (Кэри Лейк во главе USAGM) невольно для автора отфиксировала грозный тренд. В исконно свободном американском обществе находится достаточно служителей и ещё больше сторонников правящей группы, крушащей фундамент американской системы. Для этого, получается, достаточно смены правительства и верховного «фас!»

Рейтинг одобрения Трампа к 100 дням, по разным опросным данным, вращается вокруг 40%. Это минимум 80-летия – всего периода наблюдений. Но при этом важно отметить: 90% избирателей, твёрдо считающих себя республиканцами, поддерживают своей лидера. Это значит: великой старой партии Линкольна, Эйзенхауэра, Рейгана не стало. Такого действительно ещё не видели, тут Трамп однозначно прав. Есть на что взглянуть.

Правореспубликанская традиция Джона Маккейна. Профсоюзная традиция Джорджа Мини. Военная традиция Джона Синглауба. Их единение способно остановить соскальзывание к облому. Если не прямой конфронтацией, то демонстрацией силы. Пока не дошло до собирательного полковника Стюарта, от которого всем мало не покажется. Едва ли сам Дональд Трамп представляет, чему дал старт в первую сотню дней.

Виктор Фролинский

От РМ