В кризис.ру

Десятый российский генерал убит на войне с Украиной. На этот раз в глубоком тылу. Взрывом заминированного автомобиля на улице Нестерова в Балашихе ликвидирован заместитель начальника Главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Ярослав Москалик.  Следственный комитет возбудил дело по статьям об убийстве и незаконном обороте взрывчатки. Главное управление разведки (ГУР) украинского Минобороны пока не комментировало ликвидацию Москалика.

Взорвавшийся автомобиль Москалику не принадлежал – но в момент взрыва генерал проезжал в непосредственной близости. Первоначальная версия об аварии газового баллона быстро была отброшена. Следствие имеет основания полагать, что за генералом долго и профессионально следили.

ГОУ – ключевое подразделение Генштаба. Здесь осуществляется планирование военных операций и управление войсками. (Можно отметить, что в своё время ГОУ возглавлял генерал-лейтенант Сергей Суровикин.) Нынешний начальник ГОУ генерал-полковник Сергей Рудской – первый заместитель начальника Генштаба генерала армии Валерия Герасимова. Функция ГОУ в путинском нападении на Украину (а ранее в колониальной экспедиции в Сирию) такова, что Рудской пребывает под международными санкциями и обвиняется в военных преступлениях.

Ярославу Москалику было 58 лет. Родом из Узбекской ССР. Генерал-лейтенантское звание получил от президента Путина по представлению министра Шойгу в 2021 году. Хотя Москалик не раз брал на себя публичное озвучивание установок ГОУ и ГШ, он оставался закрытой фигурой (что само по себе о многом говорит). Роль Москалика в войне против Украины была, однако, общеизвестна: с 2014 года он координировал формирования «ДНР/ЛНР» с российскими военными инстанциями, участвовал в переговорах «нормандского формата». Высказывался он и по сирийским операциям – обличал курдское повстанческое движение.

«Z-общественность» ныне в трауре: как выясняется сегодня, покойный причислялся к самым толковым представителям генералитета РФ. Его ждала блестящая карьера. Ликвидацию Москалика расценивают как ощутимый удар по «центру принятия решений».

Гибель российских генералов, в том числе в столице, перестала выходить из ряда вон. Достаточно вспомнить ликвидацию начальника управления войсками радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенанта Игоря Кириллова. Но случай Москалика выделяется геополитическим контекстом.

По мере приближения символических ста дней обостряются «миротворческие усилия Дональда Трампа». Выдвинут «мирный план» (неприемлемый для обеих сторон), идёт согласование, в Москву четвёртый раз за два месяца прилетел трамповский спецпосыльный Стив Уиткофф – дальше уговаривать Владимира Путина… Сам же Путин, в порядке сделки о мире, бьёт ракетами по мирным городам Украины – демонстрируя Трампу, кто хозяин положения. Эти удары наносятся, разумеется, не без участия тех же ГШ и ГОУ.

И когда, скажем Мария Захарова обвиняет сегодня украинские спецслужбы в гибели генерала Москалика, она расписывается в принципиальном различии. Всё-таки есть разница: десятки мирных жителей в Кривом Роге, Сумах, Днепре, Харькове, Киеве – или один действующий генерал действительной службы в Подмосковье.

Если, конечно, версия Захаровой точна. Что не исключено: ликвидационные акции – часть войны, а «украинский Моссад» многое сумел продемонстрировать. Равно как и русское партизанское движение. Снова и снова: «Знаємо імена…»

Хотя не факт, чтобы Уиткофф с Трампом поняли даже теперь.

Артём Михайлов

От РМ