Советник президента США по национальной безопасности Майк Уолтц уходит в отставку. Эту информацию подтвердил президент Дональд Трамп. Пост советника займёт по совместительству госсекретарь Марко Рубио. Уолтц, по словам Трампа, будет назначен представителем США в ООН. Сообщение об увольнении советника оформлено не без остроумия: «Рад сообщить, что выдвигаю кандидатуру Майка Уолтца на должность посла в ООН», – написал Трамп в своей соцсети Truth Social.
Советник (помощник) по национальной безопасности – должность не выборная. Даже не утверждаемая сенатом. Занимается и освобождается по президентскому назначению. Но данный пост – из ключевых во внешнеполитическом аппарате США. По влиянию вполне сопоставимый с госсекретарём.
Достаточно сказать, что помощником президента Картера по национальной безопасности был Збигнев Бжезинский. При президенте Рейгане на этом посту побывали среди других Фрэнк Карлуччи и Колин Пауэлл. При президенте Буше-младшем – Кондолиза Райс. Даже президенту Трампу в его первую каденцию одно время советовал по нацбезопасности Джон Болтон. Эти деятели мощно воздействовали на международные отношения. А уж Бжезинский и Райс – на ход мировой истории.
Про Майка Уолтца такого сказать нельзя. «Для меня было огромной честью, что Президент Трамп оказал мне доверие и поручил пост советника по национальной безопасности в его кабинете. Нет более высокого призвания, чем служение ценностям и свободам нашей нации и делу безопасности каждого из американцев», – написал он сегодня. Но в высоком служении Уолтц не проявился практически никак. Впрочем, едва ли имел такую возможность, если начал в январе и закончил в апреле.
Замечался Майк Уолтц на втором-третьем плане, и не сказать, чтобы эффективно. К примеру, участвовал в американо-российских переговорах в Эр-Рияде – этим уже многое сказано. Взгляды Уолтца по ключевой теме: войне в Украине – имели капитуляционный уклон, отражающий подход самого Трампа. Советник продвигал концепцию «сделки». Выступал за территориальные уступки Украины – то есть, вознаграждение Путину за агрессию. Позиция Уолтца в отношении РФ считалась даже более лояльной, нежели позиция Рубио. И это вполне устраивало президента.
Задним числом комментаторы ищут какие-нибудь концептуальные разногласия Уолтца с Трампом. Кое-что даже находят. Советник якобы раздражал миролюбивого президента своей «ястребиностью». Не к РФ, разумеется. Но Уолтц, как говорят, требовал защищать Тайвань от коммунистической КНР. Настаивал на жёстком курсе в отношении Ирана. Вплоть до военной конфронтации. Из верности американским принципам. Чего терпеть не может президент-риэлтор. Трамповское «MAGA-величие» заключается, как известно, не в украинской крепости хаты, а в собственной хате с краю.
Быть может, такие шероховатости между Трампом и Уолтцем вправду имели место. Но на сугубо отвлечённом уровне. Политическая самостоятельность Уолтца по-любому не была представима. И если бы президент советника ценил, не стал бы отстранять за теории. Однако советник прославился другим. Именно по части безопасности.
Именно Майк Уолтц – главный фигурант «сигнал-скандала»: секретные планы американских ударов по йеменским хуситам были вброшены в мессенджер Signal и оказались в журналистском доступе. После такого даже в трамповской администрации удержаться проблематично. Увольнять сразу начальник не стал. Слишком многие и слишком рьяно этого требовали, а Трамп, как Путин, «не любит поддаваться давлению». Но отставка стала вопросом времени. И не особо продолжительного.
Есть, однако, и другой мотив в расставании с Уолтцем. Трамп не любит, когда его сотрудники понимают в порученном деле. Сапожник должен печь пироги! – этот непререкаемый принцип кадровой политики наглядно показан первой трамповской стодневкой. Причём в международной политике – особенно. Идеальный трампистский дипломат – Стив Уиткофф, переброшенный со сделок по недвижимости на сделки по геополитике и путающийся даже в названиях. Зато восхищённый Путиным и Дмитриевым.
Этому идеалу Уолтц не вполне соответствовал. Всё-таки в Афганистане служил, подполковник с боевыми наградами. Шесть лет был конгрессменом – членом палаты представителей. А главное, при Буше-младшем наработал опыт в Пентагоне и даже консультировал вице-президента Дика Чейни по борьбе с терроризмом. Легендарный в простодушии и идейности «Егор Егорыч» — неокон и сокрушитель тиранов – был на международной арене подлинным антиподом Трампа. Уж не говоря о Чейни, который эти дела курировал непосредственно.
Чему-то Уолтц несомненно в те годы научился. Многовато знает. Что-то и умеет. Даже странно, как Трамп мог его подпустить к себе советником.
Место же представителя в ООН ни при каких раскладах не чревато опасными неожиданностями. В этой должности редко кто замечался в политическом значении. Посол есть посол – просто транслятор. Чтобы быть послом-политиком, надо сильно и ярко выделяться. Явно не станет Майк Уолтц ни рейгановской Джин Киркпатрик (её именем назывался отряд никарагуанских контрас), ни картеровским Эндрю Янгом (провозвестником левацкой BLM’овщины). Поднимать по инструкции руку – и всё.
По нынешнему трамповскому курсу – поднимать вместе с Небензей. Справится и Уолтц. Наверное, не Дональд Макгенри (кратеровский преемник Янга), ухитрявшийся путаться при голосованиях.
«С Президентом Трампом и его командой мы ответим на возникающие вызовы сегодняшнего мира и будем твердо противостоять тем, кто хочет подорвать наш образ жизни. Наша нация заслуживает смелого, неколебимого руководства, и он его обеспечит», – продолжает заходиться Уолтц в благодарности за увольнение. Пафосно, ничего не скажешь. Как говорится, «теперь валерьянки и спать». Практический вопрос в другом: кто заменит.
Совмещение Рубио, как уже заявлено, будет временным. По единодушным прогнозам, в советники должен продвинуться всё тот же Уиткофф. Что действительно было бы логично. Ещё логичнее – отправить Рубио в помощники к Уолтцу, а Уиткоффу совместить советничество с госсекретарством. Но инсайдеры вбрасывают: есть проблемы. Уиткофф не хотел бы занимать официальный обязывающий пост. Даже по назначению, без отчётности конгрессу. Спокойнее оставаться в спецпредставителях – с государственными полномочиями, прямой замкнутостью на президента, и при этом вообще без регламента.
Если Трамп попросит, Уиткофф не откажет. Не принято меж френдами-гольфистами. Но попросит ли? Вдруг Уиткофф в своих разъездах успел что-то усвоить? Хотя бы как кого зовут, где чья столица… Не пора ли его увольнять?
Роман Шанга