Французские парламентарии вынесли вотум недоверия правительству Франсуа Байру. Решение принято внушительным большинством Национального собрания: 364 против 194 при 25 воздержавшихся. Основу антиправительственного голосования создали Новый народный фронт (ННФ) и Национальное объединение (НО). Псевдо-«ультра» справа и слева вновь выступили в альянсе. Но триумф над французской цивилизацией предвкушают по отдельности.
ННФ — это Жан-Люк Меланшон с его «Непокорённой Францией» (красоту названий во французском политикуме не отнять ни у кого). НО — это Марин Ле Пен, отбросившая наследие великого отца. Риторические балалайки бывают противоположного звучания. И то, впрочем, далеко не всегда. Единение налицо в главном: амбициозная демагогия, более-менее откровенное отвержение демократической республики, склонность к путинферштеерству. Меланшон во всём этом последовательнее, разрушительнее для страны. Но на данный конкретный момент опаснее, быть может, Ле Пен. Ибо НО значительно популярнее ННФ и НФ.
Кабинет Байру изначально был правительством меньшинства. Твёрдую поддержку оказывала только либерально-центристская фракция «Вместе» президента Эмманюэля Макрона. Консервативные «Республиканцы» колебались. Социалисты примкнули к меланшоновцам.
Премьерство Байру продлилось всего девять месяцев. Его предшественник Мишель Барнье занимал пост немногим более трёх месяцев. Шаткость кабинетов — следствие прошлогодних парламентских выборов. Принесших явное поражение центристским сторонникам президента Макрона.
Для ННФ и НО правительства Барнье и Байру неприемлемы уже по факту назначения Макроном. Социалисты выдвигают иные претензии — урезание социальных расходов с целью финансовой стабилизации. Премьеры вынуждены был бороться прежде всего с бюджетным дефицитом, а не с многочисленными идеологическими противниками. Но именно бюджетные противоречия использованы как предлог недоверия.
Социологические опросы демонстрируют подъём НО. «Ультраправые» заинтересованы в досрочном избрании прежде всего парламента. Жордан Барделла, управляющий партией под контролем поражённой по суду в политических правах Ле Пен, подумывает над премьерством. ННФ, по левацкому обычаю, требует невозможного: досрочных президентских выборов, чему нет никаких оснований.
Завтра утром Макрон примет отставку Байру и в ближайшие дни назначит ему преемника. На послезавтра меланшоновцы анонсировали «Заблокируем всё» (напоминает советское выражение «Всё об АСУ») — массовую акцию протеста против бюджетных сокращений. Ещё делается вид, будто дело в этом…
Французский политический кризис, не стихающий уже год, обрёл и неожиданную сторону. Второй и последний срок Макрона заканчивается через два года. Но уже сейчас очерчивается фигура, способная консолидировать изрядно потрёпанных либералов и консерваторов. В традиционном понимании французской демократии. В лидеры противостояния меланшоновщине и марин-лепеновщине выдвигается никто иной, как Франсуа Байру.
Христианский демократ, соратник Праведника народов мира Жана Леканюэ. Либерал, но не жискаровского толка. Теперь — своего рода «мученик здравомыслия», отставленный из-за профессионального подхода к бюджету. Что вообще-то во Франции ценится. Это действительно шанс.
Барнье, кстати, голлист традиционной закваски. Начинал в Союзе защиты республики под командованием самого Генерала. Застал славные времена Службы гражданского действия. Но те времена — давние. Ныне французский консерватизм расшатан сильнее либерализма. Восстанавливаться ему, видимо, дольше.
Виктор Фролинский