У каждой уважающей себя компании есть свой сайт, а крупный всероссийский холдинг обязан его иметь. С сайта начинается знакомство с компанией, получение первой и главной информации о ней. Сайт помогает найти контакты, представить руководство, разместить информацию для клиентов или инвесторов… На сегодня это важный корпоративный атрибут. Скорее необходимость, чем дань моде.

Подход к созданию сайтов давно отработан. Сайт должен отражать лицо компании, самые лучшие ее черты, историю, миссию, важные вехи и достижения.

Вот так начинается представление компании Русагро на ее сайте: «Группа Компаний «РУСАГРО» — это крупнейший вертикальный агрохолдинг России. В настоящее время занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе. В 2015 г. по версии ряда инвестиционных банков Группа Компаний «Русагро» была признана одной из самых прибыльных и быстрорастущих компаний мира в потребительском сегменте в СНГ. Акции Компании торгуются на Лондонской и Московской биржах».

Все в лучших традициях отличного сайта для поддержания позитивного имиджа.

У любой компании наряду с положительными моментами в жизни имеются страницы, которые важно не публично тиражировать, а наоборот подальше прятать от назойливых глаз. Они не должны портить впечатление от потенциального партнера, производителя продукции или работодателя.

Но интернет такая вещь, которая любознательному человеку, имеющему время на поиск, предоставляет возможность собрать всю палитру, характеризующую ту или иную компанию. Разнообразие источников позволяет сопоставить самопубликуемую информацию с той, которая размещается на официальных сайтах, и несколько иным образом характеризует «героев» современного российского бизнеса. Так сказать, помогают «сорвать маски»…

Предметом настоящего исследования стала компания Русагро.

5 октября 2018 году компания проинформировала своих инвесторов о приобретении прав на контрольный пакет компании «Солнечные продукты».

«Группа Компаний «Русагро» сообщает о приобретении ROS AGRO PLC права на покупку контрольного пакета акций компании Quartlink Holding Limited, владеющей холдингом «Солнечные продукты». В холдинг входят следующие активы:

  • три масложировых комбината (г. Москва, г. Саратов, г. Новосибирск), которые производят 500 тыс. тонн готовой продукции в год;
  • три маслоэкстракционных завода (г. Аткарск, г. Армавир, г. Балаково) общей мощностью 4 700 тонн маслосемян в сутки;
  • элеваторы общей мощностью хранения зерновых 650 тыс. тонн;
  • сельскохозяйственные земли в Саратовской области.

В 2019 году «Русагро» намерена произвести слияние приобретенных активов со своими активами масложирового бизнес направления». Казалось бы, крупный холдинг очень неплохо нарастил свои активы, столько новых предприятий вошло в группу. Большая часть из которых расположены в родной для «Солнечных продуктов» Саратовской области. Однако, обратившись к информации, размещенной на официальном сайте, публикуемом судебные акты арбитражных судов России, обнаруживаем, что некоторое время спустя после покупки в арбитражный суд Саратовской области одно за другим поступают заявления о банкротстве:

13 марта 2019 года подано заявление о банкротстве ООО «Солнечные продукты»;

14 марта 2019 года подано заявление о банкротстве ООО «Торговый дом «Солнечные продукты»;

19 марта 2019 года подано заявление о банкротстве АО «Аткарский МЭЗ»;

1 апреля 2019 года подано заявление о банкротстве АО «Элеваторхолдинг»;

8 апреля 2019 года подано заявление о банкротстве АО «Жировой комбинат»;

13 мая 2019 года подано заявление о банкротстве ООО «Волжский терминал»;

Все заявления поданы одним заявителем — ООО «Группа Компаний «Русагро». Это общество является крупнейшим кредитором в каждом из указанных дел и установило свои права требования к каждому из должников на основании выкупленных у «Россельхозбанка» долгов холдинга Солпро. При этом до подачи заявлений о банкротстве все лица, входящие в группу компаний «Солнечные продукты», инициировали процедуру добровольной ликвидации.

Такие сложности вполне объяснимы. Процедура банкротства предполагает несколько стадий, и они довольно длительные: сначала должно вводится наблюдение на срок до 6 месяцев, а потом уже начинается конкурсное производство, в период которого и происходит продажа всего имущества банкрота и распределение между кредиторами вырученных средств. Важный нюанс: тот, кто подал первое заявление, вправе предложить кандидатуру арбитражного управляющего. Он организует банкротство и занимается продажей имущества. Это ключевая фигура в банкротстве, он как дирижер в оркестре, управляющий всем что происходит в этот период на предприятии.

А если заявление о банкротстве подается в период ликвидации должника, тогда пропускается стадия наблюдения и суд сразу переходит к следующему этапу — конкурсному производству. То есть арбитражный управляющий, которого предложил заявитель (а в нашем случае это Русагро) сразу приступит к продаже имущества. Без финанализа, оценки преднамеренности и всяких предисловий.

Замысел Русагро прост. Арбитражный суд после получении заявлений о банкротстве должен оперативно их рассмотреть и во всех предприятиях «Солнечных продуктов» без прелюдий ввести конкурсные производства. К концу 2019 года планировалось банкротства завершить. Так указано на сайте Русагро: «в 2019 году «Русагро» намерена произвести слияние приобретенных активов [Солпро] со своими активами масложирового бизнес-направления». Руагро было уверено, что в организованной схеме не должно быть сбоев и все запланированное будет безусловно реализовано.

Однако в числе кредиторов оказались не менее значимые для российского бизнеса фигуры (Капитал-факторинг, ВТБ-факторинг, Балтинвестбанк и другие), усмотревшие в действиях Русагро явные нарушения закона и ущемление своих прав. Фактически новый хозяин «Солнечных продуктов» планировал через банкротство избавиться от всех долгов. Но расчеты с другими кредиторами в эти планы не входили.

Важно заметить: судебная практика складывается не в пользу Русагро. 29 января 2020 года Верховным судом РФ был принят «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц».

Решения Саратовского арбитражного суда были обжалованы. 12-ый арбитражный апелляционный суд 23 января 2020 года их отменил. Апелляция отметила, что проанализировав позицию кредиторов и возражения ООО «ГК «Русагро», суд апелляционной инстанции соглашается с доводами о наличии обстоятельств, очевидно подтверждающих фактическую аффилированность должника, как участника ГК «Солнечные продукты», и ООО «ГК «Русагро», как участника ГК «РУСАГРО», а также направленность их действий на осуществление контролируемого банкротства в интересах ООО «ГК «Русагро» и в ущерб иным независимым кредиторам.» Убедительно аргументируя действующим законодательством и правоприменительной практикой Верховного суда РФ этим судебным актом 12 ААС исключил ООО «Группа Компаний «Русагро» из реестра требований кредиторов.

Незаконные действия Русагро по планируемому банкротству привели к логическому и обоснованному выводу апелляционного суда о необходимости признать их злоупотреблением своими правами.

Русагро оспорило этот судебный акт. В мае 2020 года состоялось решение кассационной инстанции (арбитражный суд Поволжского округа, город Казань), которое идет в разрез с обозначенной Верховным Судом РФ практикой. Более того, оно ей противоречит. Судебный акт апелляционного суда отменен и компания Русагро вновь признана «добросовестным кредитором». Гадать о механизме, «развернувшем вспять» судебную практику не приходится.

Многостраничный судебный акт среди дебрей юридической терминологии и цитат из законов содержит те важные аргументы, которые суду кассационной инстанции «показались неубедительными»:

  1. долг, явившийся основанием для подачи Русагро заявления о банкротстве, был искусственно создан путем неоплаты очередного внутрикорпоративного платежа. До этого платежи осуществлялись постоянно и после этого платежи возобновились. Был просрочен один платеж в размере 608 млн, который послужил основанием для банкротства всего холдинга.
  2. параллельно с этим перед подачей заявления о банкротстве предполагаемый банкрот дает займ Русагро в размере 500 млн. (очевидна сомнительная логика в таких действиях банкрота).
  3. за несколько дней до подачи заявления о банкротстве произошло погашение долга перед другим кредитором – банком, который имел реальную возможность первым подать заявление о банкротстве. Но с целью недопущения этого долг был погашен.
  4. долги перед крупнейшим банком-кредитором холдинга «Солнечные продукты» компания «Русагро» погасила в полном объеме, теперь требуют погашения этих же долгов второй раз, но для себя.
  5. погашение долгов перед двумя банками произошло преимущественно погашению долгов перед остальными кредиторами.
  6. все вышеперечисленные действия направлены на причинение ущерба остальным кредиторам и являются злоупотреблением.

Следующий этап споров уже в Верховном суде. Туда ведет кредиторов вера в правосудие и справедливость.

Эдуард Беляев

От РМ