Анастасия Кириленко. Фото: Facebook

Мой иранский приятель (мы познакомились в Новосибирске, куда он сбежал по принципу хоть куда-нибудь, как делают все, кто может в Иране) давно бросил соблюдать уразу (и вся семья бросила). Он называет себя тенгрианцем. Я тогда загорелась выучить фарси, но дальше практических знаний о том, что это индоевропейский язык, дело не пошло.
Тенгри — небо. Как-то книжку о тенгрианстве мне вручили в Калмыкии. В общем, степные прикаспийские верования.
В Иране сохранен навруз (новый год 21 марта) и собственный календарь. Арабов они недолюбливают — история установления ислама сопровождалась попытками запрета фарси, убийствами и изгнанием несогласных. И хоть это и было давно, но что такое сотни лет для генетики? Сегодня персы рассказывают анекдоты о том, что «араб увидел Пежо, попытался произнести и умер». Нигде, только у иранцев, я не видела, как мусульмане бы насмехались, чокаясь бокалами «Аллаху Акбар». Конечно, традиция восходит и к Белой революции XX века.
В общем, отождествляет ли себя общество с политикой аятолл (ортодоксальный ислам, борьба с Израилем) — это большой вопрос. Просят передать, что «мы любим Израиль», «нейтрально относимся к геям» и т.д.

Всем рекомендую посетить Иран — мне кажется, такая поездка продлевает несколько лет жизни, когда видишь свет в конце тоннеля. Ну потому что люди не запуганы пропагандой, протестуют, как могут. Такой совет не шутка. Это древнейшая страна, туристы там будут всегда, и власти Ирана волнует формальное соблюдение критериев (отсутствие пометок на иврите в паспорте). Мне рассказывали даже историю израильтян, которые засобирались в Иран, как только получили второй паспорт.

Там формально шариат, но публичные казни с побиванием камнями власти стараются не проводить уже лет десять как. Это сразу вызовет протест. Например, из Саудовской Аравии что-то не слышно а протестах, а видео с относительно недавним отрубанием головы посреди проезжей части находится в интернете (правда, снял его человек тайно и был явно не согласен с происходящим).