Анри Малосс

Россия всегда была частью европейской истории, культуры и наследия!

Просто как анекдот: любимым писателем русских является Виктор Гюго, а любимым писателем французов – Достоевский

Лишь во времена СССР были созданы искусственные границы между двумя мирами, простиравшиеся на восток, охватывая все страны, находящиеся под властью Советов.

Анри Малосс
Анри Малосс

Все это время мы надеялись, что падение железного занавеса восстановит единство нашего континента. Первые признаки добрых перемен стали заметны в начале 80-х, с наступлением  горбачевской эры.

Михаил Горбачев демонстрировал желание сблизиться с ЕС, и этот тренд был продолжен и Ельциным, несмотря на серьезные проблемы в стране, а также чеченский конфликт, в ходе которого серьезно нарушались права человека.

Даже Путин во время своего первого срока демонстрировал определенный интерес к европейским процессам. Никто иной как Путин совместно с Романо Проди, президентом Еврокомиссии, открыл Европейский колледж в МГИМО при поддержке Collège d’Europe de Bruges, чтобы готовить и обучать европейским процессам молодых российских дипломатов. Этот европейский филиал МГИМО в настоящее время приостановил свою деятельность.

Это Владимир Путин во время своего первого срока задал вопрос тому же Проди в его брюссельском офисе: уважаемый президент Еврокомиссии, что бы вы сказали, если бы я принес в ваш кабинет заявку от России на вступление в ЕС?

Все эти события кажутся сегодня очень далекими… Так ли это?

Разумеется, в тот период обе стороны совершали ошибки, имело место и обоюдное недопонимание. Я был среди тех, кто неоднократно призывал к тому, чтобы ЕС демонстрировал больше открытости в диалоге с Россией, кто не соглашался с тем, что дух «железного занавеса» все еще присутствует в сознании многих европейских политиков и технократов.

Я был среди тех, кто утверждал, что тот факт, что Польша, страны Балтии или Украина становятся ближе к ЕС, не следует интерпретировать как антироссийскую тенденцию. Напротив, это является мостом в Россию! Я был тем, кто придерживался идеи диалога – вплоть до того, что в июле 2013 года согласился быть спикером на селигерском форуме прокремлевской молодежи.

Но в отношениях между ЕС и РФ была и поворотная точка. Очевидно, это случилось во времена «оранжевой революции». Кремль тогда был напуган возможностью дестабилизации СВОЕЙ власти и идентифицировал угрозы как европейские ценности и идеи. Это отчасти верно, отчасти нет.

Вильнюсский Саммит и Евромайдан и их последствия – ничто иное, как пароксизмы кремлевской паранойи.

Если отбросить теорию о Великой России и союза славянских народов, ценности Панрусизма, то мы увидим лишь политику и стремление контролировать!

Это, разумеется, не означает то, что ставить вопросы ценностного характера неправомочно. Мы все, и русские, и жители Западной Европы, сталкиваемся с вопросами о законности нашей демократической системы. Имеются сомнения в сильно забюрократизированном Европейском Союзе, вопросы относительно нашей идентичности и наших правил.

Я думаю, что нам стоит совместно и энергично взяться за решение этих вопросов! ЕС нуждается в реформах, которые помогли бы достичь большей демократической легитимности. Нашим национальным государствам также требуется много усилий, чтобы адаптироваться к новому миру и, в особенности, к нуждам и чаяниям нашей молодежи.

Но Россия также нуждается в этом процессе демократизации, обновлении во многом еще старой, советской экономики, которая сильно зависит от нефти и газа. В результате Россия выглядит как неразвитая страна, существующая главным образом за счет экспорта ископаемых энергоносителей с высокой эмиссией CO2.

Неужели это Россия завтрашнего дня?  Это та Россия, о которой мечтала многомиллионная российская молодежь? Что стало с гениальными проектами президента Медведева о русской «Кремниевой долине», почему они утонули в сером бюрократическом болоте?

Разве Китай является ролевой моделью для России и российского населения? Диктатура, отсутствие свободы прессы, жестокость, уничтожение тибетской и уйгурской культуры… Изъятие органов у религиозных диссидентов подобных секте Фалуньгун. Смертная казнь, запрет на социальные сети и Facebook…

Давайте поговорим вместе и снова применим  Гласность и Перестройку к отношениям между ЕС и Украиной. И поговорим о Ценностях!

Почему европейские ценности представляют собой совсем не то, что люди в России думают о них?

В последнее время мы слышим очень много слов о том, что ценности, разделяемые русскими и «европейские ценности» сильно отличаются между собой. Это – миф. Более того, по таким вопросам, как однополые браки или защита религиозных прав, мнения европейцев очень разнятся.

Свобода и равенство

Прежде всего, нам следует определиться с тем, что мы подразумеваем под «европейскими ценностями». Я убежден, что они являются фундаментальными принципами, утвержденными в статье 2 Договора о Европейском Союзе, а также перечисленными в  Хартии фундаментальных прав, являющейся приложением к Договору. К ним относятся: достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство закона, уважение прав человека, в том числе меньшинств, плюрализм, отсутствие дискриминации, терпимость, солидарность (в том числе – социальная солидарность), равенство между женщинами и мужчинами, гражданственность и справедливость. Есть хоть одно слово, одно понятие в этом списке, с которым мы не были бы  согласны?

А потом есть целый ряд организационных принципов ЕС, которые не следует путать со списком европейских ценностей. Эти принципы включают в себя, например, рыночную экономику, защиту частной собственности, мультикультурализм, принципы децентрализации, участия и представительной демократии и т.д. Но эти принципы применяются по-разному в странах-членах ЕС! Франция, например, в значительно меньшей степени децентрализованная страна, чем Россия.

Никогда нельзя путать ценности с интересами, восприятием или пристрастиями. Мы всегда можем иметь разные точки зрения на все эти аспекты одновременно, разделяя общие ценности.

Наиболее спорными примерами, которые наиболее часто приводят в качестве воплощения европейских ценностей, являются однополые браки, использование терминов «родитель 1» и «родитель 2» вместо «отец» и «мать», защита прав сексуальных меньшинств, а также законодательство о легких наркотиках. Отношение к сексуальным меньшинствам описываются как  пропасть, разделяющая европейский и российский принцип мышления.

Однако Договором о Европейском Союзе ни одна из этих концепций не определяются как «европейская ценность». В Европейской Хартии фундаментальных прав упоминается принцип терпимости и уважения к меньшинствам. Но этот принцип сам по себе ни при каких обстоятельствах не являются  решением проблемы однополых браков или усыновления детей однополыми семьями.

Во-вторых, существуют разные, на самом деле, порой противоположные точки зрения по этим вопросам в рамках ЕС. Это четко было видно во время протестов, последовавших из дискуссии об однополых браках во Франции.

Религия является еще одним весьма актуальным примером. Отношение к религии в таких странах, как Франция или Финляндия, в чем-то отличается от принятого в России. Но французская точка зрения также отличается от итальянской или польской. Когда разрабатывалась Конституция ЕС, основные дебаты велись вокруг того, необходимо ли упоминать христианство в качестве одной из основ Союза. В конце концов, любое упоминание о христианских корнях было снято по инициативе Франции, стране со светской традицией, где церковь и государство разделены.

Общий кризис

Это правда, что мы в ЕС иногда более рациональны, в то время как русские более идеалистичны – это та сфера, где знаменитая «русская душа» часто упоминается. Но действительно ли это касается ценностей? Конечно, нет. А где действительно имеет к ним отношение, существуют различия и внутри ЕС. Это то, что я недавно видел в российском аэропорту: бабушка взяла банку с вареньем для своей дочери в Праге, и охранники сделали исключение для нее, позволив ей взять банку с собой. Трудно представить себе, чтобы что-то подобное происходило в Германии. С другой стороны, в Греции это было бы естественным.

Воплощение этих ценностных установок на практике является еще одним важным вопросом.   Социальная солидарность была объявлена ценностью в ЕС, но очевидно, что государство всеобщего благосостояния в ЕС сегодня находится в кризисе. Толерантность и недискриминация называются в числе европейских ценностей, но мы до сих пор не в состоянии найти решение для интеграции иммигрантов в ЕС. Российские политики поставили себя в качестве противников фашизма, но в то же время некоторые из них поддерживают очень тесные контакты с крайне правыми в Европе и, например, оказывают радушный прием Марин Ле Пен и ее отцу, который однажды сказал, что Холокост – всего лишь деталь в истории! Где логика? Где фашисты?

Кризис ценностей не является кризисом отношений Россия – ЕС, это европейский кризис. Мир стал гораздо сложнее, но у нас нет никаких ответов на эти новые вызовы. Там, где ясные ответы отсутствуют, есть место для интерпретации. Нам нужен диалог, чтобы остановить искажение фактов и ценности неправильной интерпретацией с обеих сторон. А когда туман рассеется, мы увидим, что мы никогда не были слишком далеки друг от друга.

Настало время для поиска и развития новых путей диалога между Россией и Западной Европой, для нового эффекта Гласности и Перестройки. Настало время избавиться (с обеих сторон) от старых подходов времен «железного занавеса» в нашем сознании и посмотреть на Европейский континент, как на единое целое! И переосмыслить европейское единство для всех европейцев, а это означает – переосмыслить его вместе с русскими.

Итак, давайте поговорим сначала вместе о наших ценностях и наших принципах.

Анри Малосс,  Президент (2013-2015)  Европейского экономического и социального комитета.

Специально для Русского Монитора

 

От РМ