К вопросу о фуа-гра.
Вы не подумайте, мне тоже птичку жалко.
Я вообще к пернатым дышу неровно. И фуа-гра совсем не жалую.
Не то, чтобы категорически отказываюсь, но и не вспоминаю о его существовании.

Это я к новости о запрете продажи фуа-гра в Нью-Йорке.
Кстати и в Нью-Йорке я бываю, мягко говоря, не часто.

К тому же это далеко не первый запрет продажи фуа-гра в мире, да и в США тоже.
Так что в ряды борцов за право свободно и зверски перекармливать уток и гусей (ежели таковые борцы существуют), я вливаться не собираюсь.

Но сама тенденция тревожит. Дело ведь не только в кулинарных войнах.
Всевозрастающая армия борцов за права животных уже добивает корриду в Испании, гоняет по всей Европе торговцев натуральным мехом, и подтягивает резервы для исторической атаки на натуральное мясо.

Не нужно обладать гипертрофированным воображением, чтобы представить себе недалекое будущее, в котором наши анемичные внуки, тщательно пережевывая искусственную говядину, будут мечтать о хорошем бифштексе с кровью, и замирать при каждом звонке в дверь, опасаясь прихода инспектора по правам аквариумных рыбок.

Но Макдональдсы с бургерами при этом никуда не исчезнут, напротив, есть еще поле для мирового расширения.

Да, проблема взаимоотношений человека и всего прочего разнообразия биологических организмов, существует и постоянно обостряется. И понятно, почему: нас на планете становится слишком много, все затаптываем. Все живое.

Но запретом фуа-гра и корриды мы ситуацию не исправим. Нужно думать о поддержании видового разнообразия в дикой природе, а не защищать «от жестокого обращения» домашнюю птицу и скот, которых и разводят-то исключительно для того, чтобы есть. Запретим есть — перестанут разводить.

Я понимаю, что уток защищают, на самом деле, совсем не ради реальных птиц, чьи представления о счастье нам не известны, а корриду запрещают вовсе не из уважения к быкам, среди которых еще не проводился опрос о том,что им больше нравится: коррида или бойня?

Представляется, что в мире существуют одновременно две тенденции в зоозащите. Есть нормальные люди, которые своей деятельностью доказывают, что жалость и даже уважение к проблемам братьев наших меньших — это человеческая норма.

А есть некие борцы за «права животных», которые защищают самих себя: свои слабые нервы, изнеженные души, свое инфантильное представление о жизни, в которой нет места страданию и смерти, а есть только карамельное счастье и платоническая любовь волка к овце.

Можно, конечно, потратить жизнь на то, чтобы постараться и мухи не обидеть — в буквальном смысле слова. Но мы не в Индии. Климат — один из самых суровых, средняя полоса — сплошная зона рискованного земледелия, про север и не говорю.

Запрет фуа-гра лишь частный случай общей тенденции современного человечества к построению антропоморфного мира, игнорирующего реальные законы природы. Мира, в котором все не так, как есть в действительности, а так, как «должно быть» в нашем инфантильном воображении.

И надо сказать, что западная часть человечества (особенно горожане), весьма преуспела в этом своем начинании: большинству из нас ни разу не случается даже курице голову свернуть. А экскурсия на обычную скотобойню повергла бы большинство из нас в настоящий (а не просто культурный) шок.

Наверное, так и должно быть, возможно, в этом залог нравственного прогресса общества.
Это как бы другая сторона лозунга «человек — хозяин природы», развернем реки, накормим всю Африку (мясом, в том числе), а лучшие сорта яблонь — на Марс.
Но, к сожалению, человек не хозяин Вселенной, не мы устанавливаем ее законы.
Да, что там говорить: человек не хозяин даже самому себе.
Он смертен и, как сказал классик, это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен.

И часто оказывается совершенно неподготовленным к этой трагедии. Как же так, ведь мир должен быть устроен, как кукольный домик? Ведь я так люблю все живое! Почему же эти противные вирусы так ненавидят меня?

И невдомек страдальцу, что вирусы- то как раз его любят. Просто у них такая любовь. Просто мир так устроен, что любовь и ненависть незаметно переходят друг в друга. Так же, как взоимопревращениям подвержены доброта и жестокость, сострадание и безразличие… И, в конечном счете, жизнь и смерть.

Смерть одного есть жизнь другого. Так было, есть и будет.
И пока человек остается живым существом, а не упаковкой для чипов, он будет подчиняться этому закону. Пытаясь, все же, как-то по-человечески относиться к меньшим братьям.

Р.S.
Это я не к тому, что обязательно жрать фуа-гра — можно и обойтись. Запросто.

оригинал — https://www.facebook.com/ivkonstant/posts/2749276898472824

автор — Илья Константинов