page_en-etkili-muslumanlar-belirlendi-erdogan-239nci-gulen-1039uncu-oldu_047195953

Вечером 15 июля в Турции начался военный переворот. Детали происходящего все еще поступают, по предварительным данным, группа военных пытается захватить власть в стране. Особый интерес представляет фигура, которая по мнению ряда аналитиков может стоять за путчистами.  Как пишет Stratfor, за попыткой  смены власти в стране могли стоят члены т.н. движения гюльнистов, идейным вдохновителем которого является либеральный исламский проповедник, ныне живущий в США  Фетхуллах Гюлен. Это движегия подвергалось преследованиям правительством Эрдогана, многие его члены которого серьезно пострадали в массовых политических чистках 2014 года.

Фетхуллах Гюлен (тур. Fethullah Gülen, род. 27 апреля 1941 года) — турецкий писатель, бывший имам и проповедник, и исламский общественный деятель, почетный президент Фонда писателей и журналистов.  Он является инициатором и основателем общественного движения «Хизмет».  В данный момент он живёт в добровольном изгнании в Сэйлорсбурге, штат Пенсильвания, США.

Турецкий Ислам и светское государство. Лозунг гюльнистов
Турецкий Ислам и светское государство. Лозунг гюльнистов

Сторонники идей Фетхуллаха Гюлена называют его уважительно Ходжа-эфэнди (господин Учитель). Гюлен в 2008 году был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты по результатами опроса на сайте проекта журналов Prospect и Foreign Policy.
В списке самых влиятельных мусульман мира по итогам 2013 года занял 11 место.

Гюлен проповедует и развивает традиционный турецкий (ханафитско-матуридитский) вариант ислама, не выдвигая новых теологических концепций, а предлагая их современную интерпретацию.
Гюлен постоянно подчеркивает роль науки и образования в развитии общества.
Отличительной чертой Гюлена является инициирование диалога с представителями других конфессий и убеждений.
Гюлен считает демократию наиболее оптимальной на данный момент формой правления.
Гюлен выступает за многопартийность, и придерживается в плане политики основного принципа — «в Исламе управление опирается на договор между тем, кто будет править, и тем, кто будет подчиняться».

Гюлен активно участвует в общественных дискуссиях о будущем Турции, ислама в современном государстве, роли образования и воспитания в развитии личности. Его нередко называют «одним из самых важных мусульманских деятелей мира»[17]. Что касается его собственной жизни, Гюлен весьма религиозен и консервативен.

Проработав официальным имамом и проповедником, Гюлен ушёл на пенсию в 1981 году. В 1988—1991 годах он дал серию проповедей в популярных мечетях Турции. В 1994 году он принял участие в учреждении Фонда писателей и журналистов, ему присвоили титул почетного президента Фонда.

Уехав в 1999 году в США на лечение, Гюлен с тех пор уже не возвращался в Турцию. За это время против него в Турции был начат (2000) и закрыт (2008) за отсутствием состава преступления обвинительный процесс, он пережил операцию на сердце и множество оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. Сам Гюлен подчеркивает, что очень хотел бы вернуться в Турцию, но боится политических провокаций и нестабильности.

После коррупционного скандала конца 2013 года Реджеп Эрдоган решил выставить Гюлена козлом отпущения, обвинив его в попытке переворота. Начались показательные аресты, рейдерские захваты «прогюленовских» СМИ, разгон сторонников водометами и слезоточивым газом.

19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Интерпол не принял документы из-за отсутствия доказательной базы.

Его учение отличает от других общепринятых течений умеренного ислама две вещи, которые он выводит из интерпретации определенных аятов Корана.
Первое — он учит, что мусульманское сообщество обязано служить («hizmet etmek») общему благу общины и нации, мусульманам и немусульманам во всем мире.
Второе — мусульманское сообщество должно осуществлять межконфессиональный диалог, как минимум, с «людьми Писания» (христиане и иудеи).

В своих проповедях Гюлен неоднократно заявлял, что изучение физики, математики, химии — поклонение Богу.
Идеи Гюлена вдохновили его последователей открыть более тысячи частных и государственных учебных заведений в большей части стран мира.
В Турции «школы Гюлена» считаются одними из лучших: современное дорогостоящее оборудование, равное отношение к полам, обучение английскому языку с первого класса.

Гюлен лично встречался с лидерами других конфессий, включая Иоанна Павла II, греческого православного патриарха Варфоломея, главного сефардского раввина Элияху Бакши-Дорона. В конце 2000-х годов движение «Хизмет» начало диалог и с нерелигиозными людьми, например, в Консультативном совете лондонского Dialogue Society больше атеистов и агностиков, чем мусульман.

Гюлен так выступает за кооперацию между разными течениями в самом исламе — например, он одобрил постройку мечети и алевитского храма (cem evi) в одном дворике.

В целом стратегию движения «Хизмет» в плане диалога можно охарактеризовать при помощи выражения «Кто бы ты ни был, мы все равно придем к тебе», которое используют сторонники движения (ср. с выражением «Кто бы ты ни был, все равно приходи», приписываемого Джалаледдину Руми).

В 2015 году Гюлен удостоился престижной премии мира им. Ганди, Кинга и Икеды. Впервые за 15 лет награду вручили мусульманину.

Гюлен является автором более чем 60 книг и множества статей, посвященных самым разным темам: общественным, политическим и религиозным проблемам, науке и спорту. Его проповеди и семинары опубликованы на тысячах аудио- и видео-кассетах и дисках. Гюлен — автор вступительных статей в журналах Yeni Ümit, Sızıntı, Yağmur и др. Его книги переведены на многие языки мира, в том числе на русский язык.

Гюлен одобряет заявку Турции на вхождение в ЕС и считает что ни Турция, ни Европейский Союз ничего не потеряют, а только выиграют от этого.

Взгляды Гюлена на положение женщин прогрессивные. Гюлен говорит, что ислам «спас женщин» — они «вообще не закрывались в своих домах и … никогда не притеснялись» в раннем исламе.
Он чувствует, что «феминизм западного типа … будучи полным ненависти по отношению к мужчинам, обречен на крайности, как и все другие революционные движения».

Гюлен осуждает любой вид терроризма.
В исламе, указывает Гюлен, четко разработаны и определены условия для военного и мирного времени. В мирное время отдельные личности не имеют права воевать и убивать людей. «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей».
Гюлен был первым мусульманским авторитетом, осудившим террористические атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года.
В статье, вышедшей на следующий день в газете Washington Post, им написано «Мусульманин не может быть террористом, и террорист не может быть настоящим мусульманином».
Гюлен сокрушается, что имидж ислама «угнан» террористами, которые выдают себя за мусульман.
Он советует изучать ислам через его источники и его проявления в истории, не через действия кучки маргиналов, которые показывают его в ложном свете.