RSS

Олимпизм и христианство

Известная статуя Христа в Рио то и дело совмещается (на ТВ, в рекламе) с олимпийской символикой (Христос в олимпийском кольце), фигура становится частью олимпийского дизайна, что вполне понятно. Тем не менее, забавно, что ничего более далёкого (и даже враждебного друг другу), чем христианство и идеалы олимпизма, кажется, не существует.

Не случайно Олимпиада – родом в Древней Греции, где атлеты выступали обнажёнными. Идея совершенного тела, телесного идеала, культ земного тела и его прекрасных форм, наполненных чувственным содержанием и стремлением к божественному образцу, – изначальная идея Олимпиады, да и (исторически) спорта в целом.

Христианство же построено на “умерщвлении плоти”, на отрицании телесного начала, на подавлении чувственности, – иначе говоря, на отрицании телесности как таковой. (Тело – “сосуд греха”).

И это понятно. Олимпиониками двигала идея богоподобия (желание приблизиться к божеству – эстетически и физически). Для христианства подобное стремление – греховно и является выражением “гордыни”. Достоевский немало написал на эту тему: чем идея “бого-человека” (Христос) отличается от идеи “человеко-бога”, которую он считал основой антихристианства (революций, разрешения “крови по совести”, гордыни, разврата, морального падения и пр.).

Человек, одержимый желанием занять место бога (“человекобог”), устанавливая собственные правила земной жизни, с точки зрения религии, покушается на священный порядок и божественный закон. В том числе, демонстрируя совершенство земных и телесных форм, пропагандируя идею земного совершенства, земного тела и его силы, “человекобог” (в данном случае, спортсмен) покушается на христианскую иерархию ценностей.

Ничего более смешного, чем “духовник”, назначенный РПЦ в олимпийскую команду, трудно себе представить. Впрочем, как и встречи патриарха со спортсменами. Молиться о телесном превосходстве и совершенстве – совсем не то же самое, что молиться о “здравии”. “Здравие” и телесное превосходство – совершенно разные вещи.

Разумеется, церковники расскажут нам о важности “силы духа” в спортивных состязаниях и (стало быть) о важности молитвы перед стартом. Но это не отменяет главного: любой спорт (с его олимпийскими и языческими корнями) строится на философии телесного совершенства.

Олимпийское движение в Европе (прекрасное эхо до-христианской, Эллинской культуры) – не случайно было создано Кубертеном в эпоху христианского кризиса, когда идеология Человека (его прав, его красоты, его центрального места в культуре) заметно потеснила идеологию “падшести тварного мира”.

Как и в случае с гей-браками, церковь пытается приспособить христианство к чуждым ему идеям, – оттого и возникают “странные сближения” Олимпизма с христианством, а “духовники” “окормляют” спортсменов.

Но если заглядывать в будущее и говорить о трендах, очевидно, что огромное место Олимпиады в современной культуре (а заодно реабилитация сексуальности, “нормализация гомосексуальности” в спорте) – приметы возвращения к изначальному Эллинизму (в культуре и спорте), что отражает общее изменение представлений о месте человека в мире в пост-христианскую эпоху, которую правильнее было бы назвать эпохой гуманизма.

Спорт – одно из зеркал этого процесса.

автор – Александр Хоц

оригинал – https://www.facebook.com/alexandr.hotz/posts/754451374694544

Комментарии

Комментарии