Германское Федеральное ведомство по защите конституции (BvF) – спецслужба внутренней безопасности – объявило экстремистской организацией партию «Альтернатива для Германии» (АдГ). Основание – шовинистические, этнократические элементы партийной идеологии. «Концепция народа, основанная на этническом происхождении, несовместима с демократическим строем», – говорится в заявлении BvF. Экстремизм в Германии, как в любой цивилизованной стране – идеи и силы, враждебные свободе и демократии.
При этом речь не идёт о запрете АдГ. Политического насилия и призывов к таковому, прямых прославлений НСДАП и Третьего рейха, иных нарушений уголовного законодательства за партией не установлено. Но теперь спецслужба BvF получит право конфиденциального наблюдения за структурами и функционерами АдГ. Ранее это уже практиковалось в нескольких восточных землях ФРГ. Именно там АдГ особенно активна, популярна и наименее «стеснительна». (Очаги шовинизма, ксенофобии и неонацизма, вплоть до насилия и террора, вообще преобладают там, где была хонеккеровская ГДР). Теперь АдГ ставится под официальное наблюдение во всей стране.
Программа и риторика АдГ действительно отличается ярым шовинизмом. Львиную долю электората всегда обеспечивал партии антимигрантский дискурс. Немало избирателей издавна вдохновлялись призывом «гнать понаехавших» – разумеется, в рамках закона! По оценке экспертов BvF, партийная доктрина ставит иммигрантов, особенно мусульман, в дискриминируемое положение. Это нарушает принцип равноправия, и тем самым – угрожает демократии. Отсюда нынешний статус «экстремистской организации». Но за двенадцать лет существования эти экстремисты превратились из маргиналов во вторую партию страны. Как когда-то НСДАП вполне демократическим путём сделалась первой партией.
АдГ традиционно причисляется к ультраправым, зачастую к неонацистским силам. Такого рода тенденции в партии есть. Иногда на грани Фрайкамрадшафтен – действительно ультраправых сообществ, возрождающих средневековый разбойно-рыцарский романтизм и «жизненную силу» ремовских Штурмовых отрядов. Но доминирует в АдГ всё же другое – крайний национал-консерватизм и ярый национал-популизм. Силён автократический уклон, вплоть до выраженных симпатий к РФ и КНР. Развито «путинферштеерство» – тяга к сговору и альянсу с путинским Кремлём, враждебность к украинской борьбе.
Именно эти черты могли бы служить основанием для экстремистской характеристики и поражения в правах. Кстати, никак не меньше заслужил того же сталинистский «Альянс Сары Вагенкнехт» (АСВ поднялся из той же экс-ГДР, на том же наследии просоветской коммунистической СЕПГ). Но этого BvF не предъявляет.
Тревожный сигнал такого рода прозвучал ещё в прежнем составе бундестага. Когда респектабельные консерваторы за ужесточение миграционных порядков голосовали вместе с «альтернативщиками». На февральских же выборах АдГ и вовсе вышла на второе место. После христианских демократов, впереди социал-демократов. По факту, националисты сломали политическую систему ФРГ. Со времён Конрада Аденауэра державшуюся на равновесии двух народных партий – правого и левого центра. Теперь во всех парламентских раскладах приходится учитывать сильную фракцию АдГ. Понятно, это мало кого радует.
Не останавливаться на достигнутом, запретить правоэкстремистов призвала сегодня заместительница председателя Социал-демократической партии Серпиль Мидьятли. Но осторожный лидер СДПГ Олаф Шольц – кстати, всё ещё канцлер, готовящийся передать дела Фридриху Мерцу из ХДС/ХСС – не советует рубить с плеча: «Такие вещи нельзя делать в спешке». Вице-спикер бундестага Андреа Линдхольц, представительница ХДС/ХСС, предлагает создать политический карантин вокруг экстремистской партии: например, отказать в законном праве на руководство парламентскими комитетами. Но и тут сомнительно. «Брандмауэр» – принцип политического бойкота – применялся к АдГ раньше (опять же, почему не к АСВ?). Но с теперешней АдГ, поддерживаемой каждым пятым избирателем, такое едва ли прокатит. В конце концов, это тоже подрывает демократию – дискриминация значительной части граждан Германии.
О чём и заявляют сопредседатели АдГ – Алис Вайдель и Тино Крупалла. Не за себя обидой, а за немецкую демократию проникнуто их совместное заявление. С этой позиции они оспорят в суде квалификацию, полученную от BvF.
Полную солидарность с германскими националистами выразил госсекретарь США. Марко Рубио сурово раскритиковал власти ФРГ за преследование инакомыслящих. Взаимные симпатии АдГ и трамповской администрации общеизвестны. Илон Маск просто агитировал за «альтернативщиков», Джей Ди Вэнс защищал их в Мюнхене. Для Вашингтона это своя, трампистская альтернатива.
Казус с экстремизмом АдГ толкает к нестандартным, но очевидным выводам. Демократия не должна быть всеядной. Тем более посреди войны, которую ведёт против свободной Европы симпатичный «альтернативщикам» кремлёвский режим. Задокументированная связь, даже просто политическое содействие врагу – достаточное основание для жёстких действий. А вот придумывать псевдопричины, стыдливо опуская взгляд – как с Ле Пен во Франции, как с Джорджеску в Румынии – не следует. Правда за себя сама стоит.
Шанс на выработку альтернативы для самой себя «Альтернатива для Германии» пока сохраняет. Но время идёт.
Виктор Фролинский