Слухи том, что ВТБ готовится приобрести «Альфа-банк» продолжают широко обсуждаться. В самом «Альфа-банке» это категорически отвергают.
Впервые информацию (или слухи) о том, что «Альфа-банк» готовится к продаже другому крупному российскому банку, СМИ распространили еще в начале года, и сейчас, возможно, эти сливы нашли свое подтверждение, и на самом деле процесс близится к завершению, о чем говорит ряд публикаций в сми, указывающие на ряд событий и кадровых перестановок в «Альфе», которые по мнению их авторов, могут говорить о том, что главные акционеры банка решили от него избавиться. К такому шагу Михаила Фридмана, Петра Авена и остальных крупных акционеров банка подтолкнул так называемый «Кремлевский доклад», пишет Версия, для них – «Альфа», как актив, становилась все более токсичной. При этом, выбирая между Россией и Западом, акционеры «Альфы» определились со стороной ещё пять лет назад, теперь, как подчеркивают осведомленные источники, им возможно осталось лишь уладить формальности. Впрочем нельзя не упомянуть и о том, что ряд экспертов продолжает утверждать, что Фридман и Авен, которые как предполагается скоро (после поглощения «Альфа-Банка» ВТБ) демонстративно стряхнут пыль бывшей родины со своих ног и окончательно обоснуются на Западе, на самом деле будут играть роль кремлевских агентов глубокого залегания: роль, к которой они готовились якобы задолго до введения санкций. Здесь можно вспомнить и проданные ими в 2013 году акции ТНК-BP (бенефициары «Альфы» получили за них около $14 млрд.). Потом на эти деньги ими в Швейцарии был создан инвестиционный фонд L1 Enegry, который стал скупать нефтегазовые активы по всему миру.
Еще в 2017 году собственники «Альфа-банка» задействовали много инструментов, чтобы уйти от санкционных рисков, однако, как подчеркивают некоторые комментаторы, судя по последним событиям, владельцы могут понимать, что банк для них стал токсичным, и новые санкционные меры могут уничтожить финансовую организацию.
Весной эксперты среди возможных приобретателей «Альфы» называли Сбербанк, ВТБ и Уралсиб, однако кадровые перестановки в нем могут говорить о том, что процесс перехода банка именно в структуры ВТБ близится к завершению.
Взять хотя бы то, что в начале месяца первым зампреда правления «Альфа-банка» был назначен Владимир Верхошинский, имеющий непосредственное отношение к ВТБ. После его назначения в «Альфе» тут же начался процесс обновления кадров. К приходу ставленника ВТБ «Альфа» обновила и маркетинговую команду, а в ноябре кредитную организацию покинут глава отдела «Казначейство» Игорь Князев и главный операционист Мария Шевченко.
Кроме того, ряды топ-менеджеров «Альфа-банка» пополнил Алексей Гиязов, выходец из Сбербанка, который стал директором по маркетингу, о чем сообщил Телеграм-канал «Банкста». По мнению редакции авторитетного канала, в свое время предсказавшего крушение банков т.н. «Московского Кольца», Ставленник Грефа направлен, видимо, для того, чтобы сбалансировать команду ВТБ при возможном поглощении.
По мнению же экспертов, слияние «Альфы» с ВТБ говорит лишь об одном: в России продолжается монополизация банковской отрасли, львиная доля которой уже контролируется финансовыми организациями с государственным участием. Все это, по их мнению, может привести и к падению процентных ставок по депозитам, и к их росту по займам, и в целом к снижению качества предоставления услуг населению.
О банковской системе в РФ можно говорить много, и здесь стоит обратить внимание на доклад аналитиков Fitch Ratings. В их отчете сказано, что намерения отсрочить введение требований по «Базель III» (новая международная форма отчетности, обязующая банки иметь больше собственных средств. – Прим. Авт.) о надбавках к капиталу отечественных банков негативно отразится на их кредитоспособности. Это снизит темпы укрепления их капитализации, значит, на ЦБ могут влиять крупные госбанки, требующие больше времени для выполнения поставленных задач.
UPD
Александра Мельник