Расшифрована последняя пленка регистров Зунда

Ее записи перевели на современный язык, оцифровали и выложили в открытый доступ в начале мая 2020 года – монументальный проект Sound Toll Registers Online (STRO) вступает в финальную фазу. Обработано 377 фильмов, на которые были пересняты 700 томов зундских таможенных регистров. Два с лишним миллиона записей! Более десяти лет кропотливого труда! Посильное участие в нем принял и я, популяризуя проект и уточняя некоторые моменты. В частности, по ходу дела закрыл Америку. К счастью, ненадолго.

Зунд и его регистры

Зунд (Sund) – это немецкое название пролива Эресунн (англ. Sound, дат. Øresund, швед. Öresund), который соединяет Северное море с Балтийским. Пошлину за проход им ввел в 1429 г. король Дании Эрик VII Померанский, занимавший также троны Швеции (как Эрик XIII) и Норвегии (как Эрик III). Но начинал властительную карьеру он герцогом Померании Эриком I. Происходя из западных славян, поначалу носил имя Богуслав, однако перед коронацией сменил имя на более привычное для слуха датчан и скандинавов.

Эрик Померанский. Фото: Википедия

Сей король (1396–1439), первым возглавивший Кальмарскую унию, каковая объединила короны Дании, Швеции и Норвегии, сын герцога Померании Вартислава VII и Марии Мекленбургской, муж Филиппы, дочери Генриха IV Английского, вел активную борьбу с Ганзой. В ходе второй войны с ней он в 1427 г. захватил в Зунде большую часть солевого каравана ганзейцев, в ответ те разрушили Берген и атаковали Копенгаген, но датский флот разбил их эскадру, что и позволило ввести пошлину за проход через Зунд.

Таможня располагалась в городке Хельсингёре, шекспировском Эльсиноре. С 1499 г. и по 1857 г. (360 лет!) там вели журналы, ставшие ценнейшим источником сведений о жизни Европы и связанного с ней морем мира. Но работать с ними нелегко как ввиду огромного объема, ветхости бумаги и строгих архивных правил, так и по причине используемых в те мало унифицированные времена разнообразнейших мер и денежных единиц, а также архаичности языка и грамматики. Для чтения регистров требуется определенная подготовка.

Микрофильмирование мало помогло, краткий семитомный компендиум имел свои недостатки, и так тянулось полтора века, что удручает — компьютеры давно давали возможность обратиться непосредственно к первоисточнику, сделать STR легкодоступными для исследователей и удивительно, что к этой идее пришли так поздно. Причем не датчане озаботились ее воплощением, нет, введению регистров в широкий онлайн-оборот мы обязаны голландцам. Ценя историю своей страны, они решили создать электронную базу данных, посвящённую голландскому мореплаванию, одной из самых ярких страниц своего прошлого, но быстро выяснили, что без зундских данных база окажется неполноценной, столь важна была для Нидерландов торговля с Балтикой. Поэтому в 2007 г. родилась идея цифровизации и создания общедоступной электронной базы данных STR.

Проект, названный REDS (Realization Electronic Database Sound Toll Registers), обрёл спонсоров и в 2009 г. RUG (Университет Гронингена) и Tresoar (Исторический и литературный центр Фризии в Леувардене), приступили к подготовке онлайн-публикации этой базы на сайте Sound Toll Registers Online (STRO, www.soundtoll.nl). Проект увлёк другие учреждения и организации, они помогли с финансированием и с 2010 г. он начал воплощаться в жизнь. Его надеялись завершить в 2017 г., но недооценили сложности и масштаба работ. Расшифровка и сейчас завершена не полностью и, к примеру, тысячи записей вплоть до марта 1557 г. датированы нулевым числом нулевого месяца. Хватает и других ошибок и недоработок, что неудивительно при таком объеме, но, судя по всему, большую их часть удастся устранить уже в текущем году. Одной из таких ошибок и посвящен данный текст.

Балтика и Америка

Зунд это главные ворота в океан для стран и городов Балтики, столбовая дорога в большой мир. В том числе и в совсем новый тогда Новый Свет – к моменту первых записей в таможенных журналах Колумб едва вернулся из второго плавания. Вполне закономерен интерес к записям, связанным с Америкой, их я и стал искать в новых расшифровках. Понятно, что регистры не добавят аргументов в спорах о приоритете: римляне ли, ирландские ли монахи, викинги или Колумб открыли Новый свет? Не балтийцам тягаться с ними в деле географических открытий. Да, Европа это балкон в океан, но Джульетта-Балтика периферийна и континентальна. Поэтому первая запись о ее связях с Америкой сделана через сто лет после Колумба.

В ней сообщается, что шипмастер (капитан) Генрих Хансен из ганзейского города Ростока 16 октября 1594 г. шел в Friderichsted, каковой расшифровщики STRO посчитали селением на о. Санта-Крус (Американские Виргинские острова). Ныне пишут Frederiksted, но мытари Зунда транскрибировали и транслитерировали имена и названия как бог на душу положит, они даже простое имя российского капитана Ивана Тульева умудрились записать как J. Van Tyleff!

Запись о шкипере Хансене весьма интересна с исторической точки зрения. Остров Санта-Крус принадлежал испанцам, но те, истребив местное население, так и не колонизировали его и остров оставался необитаемым. Голландцы и англичане обосновались там только в 1625 г. Затем остров переходил из рук в руки, пока в 1733 г. французы не продали его Датской Вест-Индской компании. Однако наличие в записи Фредерикстеда позволяло думать о более раннем датском поселении и дешифровщики так и посчитали. В честь кого оно названо – короля Фредерика I (правил в 1523-33 гг.), либо его внука Фредерика II (1559-1588), ухаживавшего за Елизаветой I Английской и построившего замок Кронборг, пушки которого контролировали Зунд? По времени ближе второй, что делает его более вероятным кандидатом.

Что же вез немецкий шкипер на далекий карибский остров? Груз оставляет странное впечатление: 3,5 ласта растительного масла, по 3 ласта муки и яблок и половина ласта хлеба. Гм. Во-первых, маловато для трансатлантического вояжа, около 20 тонн. Во-вторых, сомнительно, чтобы на карибские острова везли яблоки. Судя по всему, это пример одной из ошибок дешифровщиков STRO и вряд ли немцы хаживали через Атлантику в XVI веке.

Ибо известно, что в 1567 г. Фредерик II основал в Норвегии город Фредрикстад. К тому же в регистрах указаны не просто «огневые деньги» (маячный сбор), а Norske Fyrpenge, норвежские огневые деньги. И нет упоминания о пошлине – в таможенном-то журнале! Что объяснимо: Дания и Норвегия составляли тогда одно государство, имела место их уния. Поэтому вполне очевидно, что речь идет о норвежском Фредрикстаде. О чем я и сообщил на сайт, после чего запись переместили в положенное место. Увы, раннее открытие Америки балтийцами не состоялось, что вызвало двойственные чувства. С одной стороны, приятно было внести вклад в постижение истории, но с другой – не менее приятно было бы узнать, что моряки Балтики побывали в Америке еще в XVI веке.

Почему? Не знаю. «What’s Hecuba to him, or he to Hecuba…» Я и Балтику-то видел лишь дважды, да и то из стратосферы. Однако дуализм длился недолго. Закрывал Америку я в начале апреля, когда многие записи предпоследней пленки еще не были выложены на сайте, так что у балтийцев оставался последний шанс. И они им воспользовались. В мае начали появляться финальные расшифровки и вот она, запись, даже более ранняя, за 1591 год! 14 июля шипмастер Dauitt Poppe (Danschenn) шел из Brisilenn. Danschenn это отнюдь не Дания, а вольный город Данциг, ставший к тому времени самым посещаемым портом Ганзы.

Что же вез из Бразилии Давид Поппе? Некие Portugals godtz – португальские товары, за которые уплатил 2 роузнобля и 1 далер плюс 0,5 далера Tøndepenge Leftsid (левосторонних буевых денег), то бишь сбора за разметку фарватера, причем левой стороны, по которой суда шли на Балтику, – вот с каких времен соблюдают правила движения!

Что такое ласт, роузнобль и далер? С мер начинается наука, а уж торговлю без них и представить невозможно, даже меновую, бартерную. Ласт (нем. Last – тяжесть) долго был важнейшей европейской мерой веса и емкости. C 1672 г. датский ласт содержал 24 tønder (бочки) или 5200 pund (датских фунтов), это примерно 2,5 тонны. Но бывали ласты разными и в случае муки 1 ласт = 12 tønder, det samme (то же самое) для фасоли, гороха и соленой сельди. Но в случае люнебургской, датской и норвежской соли содержал 12 бочек, а для шотландской, испанской и французской – 18. Был равен 12 скиппундам для тяжелых грузов (свинец, железо, сушеная рыба), это около 1905 кг, и 6 скиппундам (952 кг) для легких – пенька, humle (хмель) и пр. Являлся также общеевропейской мерой корабельного груза, составляя 120 пудов (около двух тонн), а также мерой вместимости судна, равной 200 куб. футам или 2 регистровым тоннам (5,66 кубометров).

Роузнобль это старинная английская золотая монета и поначалу в Зунде брали именно ее за проход корабля, не интересуясь грузом. Был известен даже в далекой Московии, где удачно именовался «кораблевником» – по изображению короля на корабле. Далер – датский вариант известного талера – это крупная и качественная серебряная монета, предок доллара. Состоял из четырех ортов. Или шести марок. Или 96 медных скиллингов (вспомните английский шиллинг).

Заключение

К сожалению, данное плавание нельзя считать действительно первым, а регистры исчерпывающим источником информации в этом вопросе. Раз Давид Поппе шел из Бразилии, то сразу возникает желание найти запись о его плавании туда. Но ее нет. В регистрах в те времена практически всегда указывали местопребывание капитана (либо компании, которой принадлежал корабль), очень часто – порт отправления, и очень редко – порт назначения. Поэтому записи и разделены на два периода: до 1633 г. включительно и с 1634 г. К тому же в ранний период для разных грузов вели разные журналы и не редкость дублированные и даже более записи, сделанные разными клерками и по-разному трактующие имена и названия. Что весьма затрудняет статистический анализ.

Можно, конечно, попытаться отыскать шкипера Поппе по примерно подходящей дате отправления за океан, но вовсе не факт, что он шел туда из Данцига и оставил запись на таможне. Данциг славился вывозом зерна, леса, льна, пеньки, дегтя, шкур и прочих натуральных продуктов, но мало что мог предложить поселениям в Америке. Товар для колоний брали в богатой Голландии, ставшей перевалочной базой европейской торговли, да и колониальные товары везли из нее же, а не прямиком из-за моря. Эта маленькая страна была великой морской державой и переживала свой золотой век, на ее суда приходилось две трети морских перевозок! Но и на том спасибо зундским записям, они дают зацепку для дальнейших поисков.

 

Постскриптум

  1. Имеется гипотеза, причем довольно основательная, что Шекспиру довелось в силу некоторых обстоятельств (по-видимому, личных) покинуть Англию и провести пару лет на бреге Зунда, оттого и знал он так хорошо местные детали, вплоть до сезонных направлений господствующих ветров.
  2. Пошлины и налоги стары как мир и, похоже, именно они вызвали к жизни математику и письмо. Недаром половина клинописных табличек царств Месопотамии посвящена учету налогов, Левий Матвей был мытарем, да и Христу, мало того, что приходилось сталкиваться с налогами, так еще и родился он на пути в налоговую инспекцию…
  3. Город Росток первым из городов Европы объявил себя свободным от вируса – в нем выздоровел последний больной, и нет ни одного инфицированного!

 

Кирпичев Ю.В. «Первый корабль в Петербурге». «Звезда», 2018 № 6.

Кирпичев Ю.В. «Бостон – Петербург, 1741. Первый американский корабль в России». «Гангут», № 105. 2018.

Кирпичев Ю.В. «Корабли, пряности, пошлины». «Знание-Сила», № 3. 2019.

Кирпичев Ю.В. «Голубиный помет и ярь-медянка». «Знание-Сила», № 4. 2019.

Кирпичев Ю.В. «Три ипостаси маринизма». «Троицкий вариант – Наука», № 290, 22.10.2019.

Кирпичев Ю.В. «Лейтенант Василий Шапкин — гений заморской негоциации». «Гангут», № 111. 2019.

Кирпичев Ю.В. «Морское эхо западных славян». «Семь искусств». № 116. 2019.

Кирпичев Ю.В. «Все краски мира – на Балтику через Зунд». «Наука и жизнь», (www.nkj.ru), 10 февраля 2020.

Кирпичев Ю.В. «Континентальная блокада в зеркале регистров Зунда». «Гангут», № 115. 2020.

Юрий Кирпичев

Юрий Кирпичев

От РМ