Последние несколько лет в Европейском союзе мы можем наблюдать непростые политические процессы. Это и  противоречия между старыми и новыми членами ЕС, сложная экономическая ситуация, миграционный кризис, рост популизма, усиление влияния евроскептиков — все это дало возможность недоброжелателям говорить о серьезных, неразрешимых проблемах в ЕС, или даже начале его конца. Но так ли это? Нет! Кризисы неизбежны и предсказаны отцами-основателями ЕС, а сам Евросоюз, объединяющий несколько десятков стран с общей историей, едиными ценностями и формирующейся новой исторической общностью – общеевропейской идентичностью, уверенно смотрит в будущее. В этом уверен лектор Европейской комиссии (Team Europe), доктор социологических наук Эммануэль Моруци, приславший нам свою статью.


Эммануэль Моруци

Колоссальное здание единой Европы в его институциональном воплощении -Европейском союзе, построено на основе единых ценностей, которые формируют то, что мы называем европейским духом. Это единые ценности, корни которых уходят далеко назад, в нашу глубокую древность, которые постепенно переплетались в течение нашей общей истории; истории нынешних государств-членов и, конечно, истории континента.

Как и предполагал в свое время Роберт Шуман эти ценности — сегодня четко выраженные в основополагающих европейских документах, образуют силовой каркас всей политической системы Евросоюза.

Таким образом, уважениек человеческому достоинству, демократия, справедливость, гражданственность, свобода, солидарность и миролюбие, с момента подписания Римского договора в 1957 году и определяют тот путь, по которому идет строительство общеевропейского дома.

Как известно изначально Европейский проект был направлен на укрепление мира между всеми подписывающими странами. И здесь мы можем говорить об очевидном успехе. В течение более 70 лет между странами-участницами не было ни одного конфликта. До этого на протяжении сотен лет в Европе мир никогда не длился дольше тридцати лет. При этом говоря о длительном периоде мира в Европейском Союзе нельзя сказать того же самого о других частях континента, не входящих в ЕС. Это тоже является уроком.

Мы знаем, что в основе политической системы государств-членов ЕС заложены стремление к демократии, социальной справедливости и развитый парламентаризм, которые являются основополагающими ценностями всего Европейского союза, а также основой европейской истории и культуры.

Все граждане Евросоюза являются гражданами общеевропейского государства, одновременно сохраняя и свое национальное гражданство. При этом наднациональное общеевропейское гражданство не заменяет национального гражданства, оно его дополняет. Это означает, что государство-член ЕС, в соответствии с его Основным законом определяет права и обязанности своих граждан. ЕС предоставляет дополнительные права — такие как свободное передвижение в пределах ЕС, дает возможность жить, учиться, создавать семью в Европейском регионе. ЕС также дает возможность каждому гражданину страны, входящей в ЕС, избирать и быть избранными на местных (муниципальных) и европейских (Европейский парламент) выборах независимо от страны их происхождения.

Таким образом реализуется принцип субсидиарности, являющийся одним из основополагающих в ЕС (означает ограничение компетенции высших органов власти по отношению к нижестоящим. Прим. Ред.) Этот принцип был подтвержден в Договоре о Европейском союзе от 1992 и оговаривает, что вопросы должны решаться на ближайшем к гражданину[1]уровне.

Это означает, что ЕС, как наднациональный институт занимается только своими областями компетенций.

Свобода передвижения является фундаментальным правом европейских граждан, как это указано в Хартии основных социальных прав граждан ЕС (Ницца, 2000) и договорах, в том числе в последнем, подписанном в Лиссабоне. Другим аспектом является консульское представительством в-третьих странах за пределами ЕС.

Современные ценности Европейского Союза вдохновляются и общими историческими корнями христианской Европы, а институциональные корни Европейского Союза берут свое начало в иудео-греко-римском корпусе. Римское право является одним из ярких примеров. Эпоха просвещения также оказала огромное влияние на современную европейскую мысль.

Таким образом — понятия мира, демократии, справедливости, свободы, солидарности, являются глубоко интегрированными в европейское сознание. Именно они основали западноевропейскую культуру в целом, и национальные культуры стран участниц — в частности. ЕС сегодня постепенно создает свою единую культуру, одновременно признавая и развивая национальные и региональные культуры.

Общеевропейская культура, состоящая из общих закономерностей поведения и взаимодействия, когнитивных конструкций и сознания, рожденного в ходе процесса социализации — еще находится в процессе своего формирования. Однако уже сегодня можно наблюдать рост единой общеевропейской групповой идентичности.

Другими словами, в европейском строительстве существует неоспоримое межкультурное притяжение, которое придает специфику европейскому строительству, дополняющее очевидные успехи в экономической интеграции.

Говоря о Европейском союзе нельзя не упомянуть и экономический аспект. Ведь отцы-основатели ЕС начинали именно с создания единой экономической зоны, которая позже стала общим рынком. Приверженность принципам рыночной экономики, а также понимание необходимости инновационного развития также является краеугольным камнем современного общеевропейского строительства.  В качестве примера мы можем обратить внимание на стратегию 2020, целью которой создание экономики, в которой для каждого найдется свое достойное место. Европейский выбор сегодня является примером продуманного, инновационного, интегрирующего и устойчивого развития.

Разумеется — Европейский союз, как не имеющий аналогов в мире объединяющий множество стран интеграционный проект, еще не завершен и, как и предвидел Жан Монне, время от времени сталкивается с кризисами. Но можно не сомневаться в том, что строительство этого грандиозного здания продолжится и оно всегда будет опираться на те общие исторические, культурные и этические ценности, которые и были изначально   побуждающим мотивом его создания.

Эммануэль Моруци.

[1] Принцип субсидиарности закреплен в Лиссабонском договоре в качестве одного из основополагающих принципов Союза (art. 5 TUE).