34 года назад, к 600-летию Куликовской битвы, ужасы ордынского ига и сопротивление ему было центральной темой тогдашней «патриотическо-почвенической» общественностии: историческая живопись, батально-исторические поэмы и романы, эссе, знаменитая чивилихинская книга-манифест «Память».
Возможно, ордынское иго (в оригинале, конечно, татаро-монгольское) было замещением «ига хазарского» (т.е. иудео-большевистского, как откровенно стали говорить в эпоху гласности).
Историкам и литераторам же западнического направления (тогда делили
так — «деревенщики» и «городская», точнее, «интеллигентская» литература) были к переживаниям времён ига совершенно равнодушны, поскольку для них важнее была эпоха выработки навыков духовного сопротивления деспотизму вестернизированной власти — при Николае I и Александре III, в начале XX века, в двадцатые-тридцатые годы.
Интереснее другое — сегодня всё поменялось наоборот. Выставка про Рюриковичей подаёт иго почти по-евразийски — как симбиоз Руси и Степи. А западники вовсю пугают «китайским путём» и «евразийским выбором».
Единственное объяснение этому, которое я могу предложить, такое.
В начале 80-х антизападники-почвенники хотели подкрепить трещащую по всем швам коммунистическую «духовную скрепу» советской империи жертвенным русским национализмом, национализмом квази-еврейского типа. Сегодня они хотят имперско-евразийскими мантрами защититься от развития русского национального европейского самосознания, которое разрушает идеологический фундамент позднего путинизма — как процесса рефеодализации общества.
оригинал — https://www.facebook.com/ihlov.evgenij/posts/988908647790960