Многие думают, что в Западной Европе иммиграция сводится лишь к чисто практическим, конкретным проблемам — таким, как нарушение имиграционных законов и государственных границ, этническая преступность, мусульманский терроризм, проблемы с ассимиляцией, проблемы со знанием языка и т.п.
Но иммиграция, помимо всего прочего, ставит Западную Европу, да и всю западную цивилизацию, перед глобальной моральной проблемой, которая угрожает нравственно-этическим основам и ценностям этой самой передовой части человечества. А значит, угрожает и самому существованию этой цивилизации, так как без моральных ценностей западная цивилизация ничуть не лучше, чем, например, православная или мусульманская. Всё превосходство Запада над остальным человечеством заключено в этих моральных принципах и ценностях. Именно на этих принципах основаны такие явления, как права человека, гражданские права, равенство перед законом, уважение достоинства личности и т.д.
Проблема иммиграции — это мощный вызов идентичности Запада. На одной чаше весов — выживание самобытных европейских культур в условиях мультикультурализма и наводнения Европы носителями чуждых культур и чуждых ценностей. На другой чаше весов — моральные ценности западного мира, выработанные в течение столетий — такие, как доброта, человечность, сострадание, чувство справедливости и т.п., которые заставляют гостеприимно принимать этих людей.
Сейчас эти чаши примерно уравновешены. С одной стороны, Европа приняла огромное количество иммигрантов из стран, находящихся к востоку и к югу от себя. Она накормила их, дала им жильё, предоставила им непривычную для них свободу и безопасность, дала им возможность почувствовать своё человеческое достоинство, которое на их родине безжалостно втаптывалось в грязь. Всё это делалось на основе моральных принципов, укоренившихся в Европе.
С другой стороны, во многих странах Европы усилились ксенофобские движения, партии и настроения. В некоторых странах, ксенофобы даже пришли к власти. Эти силы ставят культурную, языковую и религиозную идентичность выше традиционных моральных ценностей.
Выходцам из пост-совка иногда очень трудно понять эту дилемму, эту борьбу между моральными ценностями и культурным выживанием. Для большинства российских обывателей существует лишь одна чаша весов. Они даже понятия не имеют о том, что такое состарадание, доброта и справедливость на цивилизационном уровне (хотя на индивидуальном уровне совки могут быть вполне добрыми людьми). Это потому, что Россия в течение веков представляла собой цивилизацию, основанную на безнравственности, аморальности, жестокости, несправедливости. Выходцам из Совка даже представить себе трудно, что государство, общество, может быть и должно быть добрым и человечным. Поэтому, выходцы из СССР/России в большинстве своём немедленно, даже не задумываясь, ни секунду не колеблясь, принимают сторону ксенофобов в этой цивилизационной дилемме.
В отличие от них, люди западной культуры постоянно агонизируют по поводу этой дилеммы, их терзает кажущаяся или реальная несовместимость этих двух крайностей. И в этом, наверное, одно из самых ярких отличий российского обывателя от западного.
оригинал —https://www.facebook.com/sabirjanb/posts/10155590152641682
автор — Сабиржан Бадретдинов