Долгожданная пора массовых социальных протестов (о которых так долго твердила оппозиция), кажется, назрела.
По мнению многих наблюдателей, мундиаль стал лебединой песней путинской «стабильности», за которым последует нарастающий вал проблем, копившихся годами и достигших пика в годы «последнего срока».
Пенсионный возраст, НДС и цены на бензин — являются прямым нарушением фундаментального социального контракта, когда-то заключённого между «путинизмом» и российским обществом. (Путин обеспечивает обществу стабильность и сырьевую халяву, именуемую «уровнем жизни». Общество в ответ не суёт носы в политику, дав согласие на коррупцию, полицейщину и расправы с оппозицией).
Общество плюёт на свободы, конституцию и права человека, — власть взамен оплачивает обществу его «банкет» в рамках неэффективной экономики, — отстёгивая часть нефте-газовых барышей..
В принципе, этот «социальный договор» успешно действовал с начала «нулевых», четыре (фактически) путинских срока у власти, — пока дурная кремлёвская элита не пожелала стать «владычицей морскою», — гнобя и задирая развитый Западный мир, за счёт которого и питалась.
Пример «Свиньи под дубом» кажется мне наиболее уместным. Ударившись (на западных харчах) в имперский апломб, затеяв несколько войн и оккупаций, демонстративно вытерев ноги о международное право и загнав страну в «патриотическую» изоляцию, — «путинизм» (по глупости, конечно) отрезал себя от финансов и ресурсов развитого мира, оказавшись один на один с собственной неэффективностью, «сырьевым проклятием» и паразитарной сущностью экономики.
К тому же и «развлекуха» закончилась, — олимпиады и мундиали стали финальными проектами по улучшению «имиджа России», — на которое, напомню, Путин тратил миллионы долларов. Но требовался выбор: «величие» либо «имидж». Шизофренически совмещать имперское величие с имиджем цивилизованной страны — с годами становилось всё труднее. Олимпиада и ЧМ — стали последним отголоском «имиджевых проектов», на которые пыталась ставить власть, — всё ещё мечтая вернуться в «семью народов», в G7, в Европарламент — на основе «уважения» к нашим имперским претензиям.
Разумеется, не вышло. Новых пиар-проектов не предвидится, — как и надежд поправить репутацию. Она такова, что правки невозможны. Итак, изгойство России — надолго; экономика (лишённая западной халявы) принялась «пожирать своих детей», — на подходе системный кризис. Народ (потерявший любимую стабильность) выражает раздражение и готов выйти на улицу..
«Путинизм» по праву получает титул «загнивающего» империализма — с перспективой взрыва и развала.
Лидеры оппозиции (уверен) строят планы на осень, ожидая долгожданного альянса политической фронды с социально-раздражёнными массами. Крики о правах и конституции плавно переходят в гром «пустых кастрюль» и крепкий «матерок» пенсионеров.. Долгожданная спайка народа с либералами как никогда близка и заманчива.
Но тут и возникает некий этический дискурс, абсолютно лишний с точки зрения «практической политики», но актуальный с позиций личного взгляда на вещи..
Народ, внезапно вспомнивший о «принципах» и «ценностях», — как только получил удар по карману, вызывает некие сомнения в зрелости и исторической адекватности.
Разумеется, вслед за мудрым Шендеровичем, можно «обозвать» народ «детьми», — соглашаясь с инфантильностью в качестве национального характера. Но так позорно опускать этическую планку всё-таки не хочется. «Инфантильность» несовместима с идеей исторической ответственности любого народа, — даже «неразумного» российского, променявшего когда-то свободу и собственное будущее на «стойло» и «чечевичную похлёбку».
И как только в стойле случились перебои с овсом, — народ внезапно вспомнил о праве на достойную еду. Разумеется, если голодный бунт разнесёт к едрене фене весь этот «скотный двор», — выиграют все (от «скотины» до «конюхов»). Откроются блестящие перспективы сооружения нового «скотного двора» — с достойным уровнем жизни его обитателей в благоустроенных стойлах. Но вряд ли это повлияет на систему отношений в стенах заведения под вывеской «Россия».
Всё-таки, мало проголодаться и разнести конюшню копытами. Надо (как минимум) перестать быть скотом при жокеях и коневодах. А это уже — иная задача Максимум. Невероятной трудности для «дорогих россиян», успешно просравших за пару десятилетий право именоваться гражданским обществом.
К сожалению, проблема «кормов» для населения, — которая выведет на улицы тысячи разгневанных граждан, лишённых пенсий и дешёвого бензина, — это не та проблема, которая способна поменять систему ценностей и исторических ориентиров. Даже при наличии вождей оппозиции во главе «марша пустых кастрюль».
Часть либеральных публицистов искренне надеется достучаться до населения (засунувшего гневную голову в пустой карман), — объясняя неутёвым «недоумкам» логическую связь свобод с процветанием. Но в 21 веке сама идея странного невежества масс, не способных сложить два и два, — чтобы уяснить эту элементарную связку, кажется настоящим унижением русских людей. Иначе говоря, «русофобией». Люди — не дураки. Они просто не хотят никаких «свобод», — и это совсем не глупость, а сознательный исторический выбор..
Потому и возникает (подчеркну) сугубо-личный вопрос об участии в «марше пустых кастрюль» и о личной солидарности с ним. Вопрос о поддержке «пенсионных» волнений — с требованием «вернуть всё взад!» (пенсионный возраст — на место, уровень жизни — на место, сырьевую халяву — на прежние рубежи, а любимую российскую «вертикаль» — в начало «нулевых»,.. когда и нефть была дороже, и бабы краше, и бензин «дешевше»)..
Не готов я, пожалуй, вливаться в «кастрюльный» митинг, плечом к плечу с коммунистом, «эсэром», проф-активом и «ветеранами» всех российских войн, вместе взятых. Это не мой «праздник непослушания», не мой «бунт» и не моё «восстание масс». Пока российское общество массово выходит на улицы, водрузив на древки своих знамён пустые карманы, — это шоу малоинтересно. И не слишком осмысленно.
Горьковская «Мать», ставшая воплощением революционной мечты о «просветлении» народа и его «врастании» в идеологическую схватку с самодержавием, — пока остаётся мифом, поскольку реальная история страны не подтвердила ментального скачка обитателей прежней империи — в новое царство свободы.
Пелагеи Ниловны оказались проще устроены, довольствуясь новым «совком», как только тот оказался способен их прокормить. Самодержавие, поменявшее «окрас» в начале ХХ века, не вывело их на улицы — во имя ценностей, прав и свобод. Кошёлка оказалась ближе к сердцу.
Произойдёт ли качественный сдвиг в сознании общества, откажется ли оно от «карманных» и «кастрюльных» интересов — в пользу принципов и прав человека, — история умалчивает. Или дело ограничится сменой лидера — с мечтой о новой «вертикали».
Хотя именно это — тот главный вопрос, который и определит судьбу «России будущего» на долгие годы. Готовы ли новые «пелагеи ниловны» вступать в схватку с жандармами, разбрасывая прокламации — не в защиту пенсий, а в защиту сыновей (см. историю Украины), — вопрос совсем не литературный. А историософский.
А пока, ребята, вы прибыли на станцию, куда с таким рвением строили дорогу два путинских десятилетия. То есть, в Котлован. И я не готов вам сильно сочувствовать. Злиться на Историю — вообще, бессмысленно. (Впрочем, у Платонова об этом всё рассказано).
оригинал — https://www.facebook.com/alexandr.hotz/posts/1172303262909351
автор — Александр Хоц