Ротация клановых элит в авторитарном государстве — важный шаг на пути к демократии
В обществах, политические системы которых находятся на стадии перехода от авторитаризма к демократии, элитно-клановая ротация нередко предшествует переходу к демократической форме правления.
На первом этапе (на этапе авторитаризма), элитные кланы совместно контролируют государственную власть, то бишь систему, которая включает в себя правосудие, законодательную ветвь, прокуратуру, полицейский аппарат, армию, хозяйственную бюрократию, региональное чиновничество и т.п., а часто ещё и духовную власть.
На втором этапе (на этапе перехода от авторитаризма к демократии), стремление общества к более широкому представительству во власти заставляет элиту создавать фейковые или полуфейковые демократические институты (парламент, выборы, референдумы, псевдонезависимую судебную власть). Появляется прослойка политиков, борющихся за власть в условиях иллюзорной (или реальной, но ограниченной) конкуренции. Тот или иной политик может победить на выборах или потерпеть поражение, но в любом случае он остаётся частью машины, которую полностью контролирует элита, а не народ.
Постепенно, каждый клан обеспечивает свою монопольную власть над той или иной партией, теми или иными политиками. Поэтому, приход к власти какой-либо партии приводит к власти тот клан, партия которого победила на выборах и отстранение от власти того клана, чья партия проиграла на выборах. Например, в таких странах, как Пакистан, Бангладеш или Кыргызстан (застрявших на втором этапе) происходит регулярная ротация элит именно таким образом. Демократические процедуры в этих и им подобных странах носят большей частью поверхностный или даже чисто формальный характер.
На этом (втором) этапе, появляется также и некоторый плюрализм мнений в СМИ, в связи с тем, что те или иные кланы контролируют свои собственные информационные ресурсы. Эти ресурсы всё чаще начинают критиковать друг друга, результатом чего становятся публичные склоки между разными кланами или олигархами. Так было, например, в Украине в переходный период.
На третьем этапе, фейковость псевдодемократических институтов становится всё более и более очевидной для общества. Всё чаще начинают раздаваться требования наполнить фейковые демократические институты реальным содержанием. Нередко такие требования сопровождаются уличными протестами. Активизация масс на этом этапе иногда приводит к трансформации общества в реальное демократическое государство.
Вопрос: возможен ли переход к демократии в России путём описанной выше трансформации в результате ротации элитных кланов или внутриэлитного конфликта?
На мой взгляд, это невозможно, так как любой конфликт внутри российской элиты приведёт к ослаблению центра, а значит и к территориальному распаду страны. Россия всё ещё остается империей, то есть государством, которое насильно удерживает в своем составе многие народы и территории. Любое послабление, любая либерализация почти автоматически ведёт к усилению сепаратистских тенденций, которые сегодня малозаметны лишь благодаря атмосфере страха и угрозе применения военной силы.